Discography



Deep Purple
Rapture Of The Deep

cover © 2005 Edel Records


1. Money Talks (5:34)
2. Girls Like That (4:02)
3. Wrong Man (4:54)
4. Rapture Of The Deep (5:57)
5. Clearly Quite Absurd (5:26)
6. Don't Let Go (4:33)
7. Back To Back (4:04)
8. Kiss Tomorrow Goodbye (4:19)
9. MTV (limited edition bonus track) (4:55)
10. Junkyard Blues (5:32)
11. Before Time Began (6:30)

Don Airey (keyboards), Steve Morse (guitar), Ian Paice (drums), Roger Glover (bass), Ian Gillan (vocals).

Credits:
All tracks: Gillan/Glover/Airey/Morse/Paice;

Produced by Michael Bradford.

Альбом - волшебный!
(c) PerfectStranger, d-p.ru forum

Восхищение глубиной

      Отбросив протокольное вступление на предмет исторической значимости события, скажу сразу: альбом вызовет очень неоднозначную реакцию в кругах меломанов и, как следствие, обязательные полярные оценки. Группа записала необычный и неожиданный диск, а любое, даже самое незначительное колебание генеральной линии неизбежно приводит к религиозным войнам среднего масштаба.
      В начале 2005 года Роджер Гловер довел до скептиков свою точку зрения по поводу их любимого постулата про "это уже не тот Deep Purple". Суть ответа состояла в том, что когда в группу приходят новые люди, то она, группа, не может остаться "той" в принципе. Любой новый человек неизменно привносит новые идеи, которые не могут не изменить музыкальную составляющую. К чему я привел эти слова? Только к тому, что к этому альбому нужно правильно относиться: как к новой музыке, написанной, во многом, новой группой. Понравится он вам или нет - не знаю. Но вот что удивительно. Еще никогда не доводилось настолько часто слышать от фэнов, что диск, поначалу вызвавший недоумение, постепенно "доходил" до сознания и превращался в безусловного фаворита. Вот лишь некоторые цитаты с нашего форума:

"... Послушал еще раз, потом еще. Он как бы раскрывается понемногу." (AUSdrum)
"... Какая-то в нем магия, натуральность." (daito)
"... Вот странная закономерность: действительно изысканный диск сразу не прет, его как бы потом догоняешь." (victor83)
"... Звучание само такое наполненное, глубокое. Но действительно, с первого раза, как Bananas его не уловишь." (Kseniya)


      Лично мне альбом целиком понравился где-то с пятого раза, и теперь имею твердое убеждение в том, что в моем плеере играет лучшая работа пост-блэкморовской эпохи.

      Итак, Deep Purple образца "Rapture Of The Deep". Очевидно, что Дон Эйри и Майкл Брэдфорд нашли друг друга окончательно. Сотрудничество этих двух людей, разумеется, не изменило стиль группы, но наполнило его совершенно иным качеством. В свете нового альбома стало понятно, что предыдущий диск, "Bananas", был лишь первым шагом от здорового консерватизма к такому же здоровому желанию музыкальных новаций.
      При ближайшем рассмотрении первое, что бросилось в глаза - большое количество заметных и не очень заметных штрихов, наполняющих музыку своеобразным шармом. На переднем плане - много клавишных, и, как может показаться, мало гитары. На самом же деле Морса на диске очень много. Одна из основных новаций состоит в том, что впервые Стив настолько обильно представлен не как "лидирующий" инструмент, а именно как художник, раскрасивший общий саунд группы. Почти в каждом треке присутствует огромное количество фоновых гитарных аккордов, создающих красивейшую "подложку" под основную тему.
      Разумеется, богато представлены клавишные Дона Эйри, включая фирменный "хаммондовский" звук. Присутствуют неизменные гитарные соло Стива , но теперь музыка строится на новом, красивом фундаменте, крепким каркасом которого остается ритм-секция Пэйс-Гловер.
      Особым украшением стал гиллановский Голос. Именно Голос, с большой буквы, звучащий идеально чисто и свободно - такого Иэна Гиллана можно слушать и слушать.
      Нельзя так же не отметить продюсерскую работу Майкла Брэдфорда. Столь продуманного и аккуратного микширования, неброских эффектов и качественного саунда в истории группы еще не было. При этом нельзя не отметить, что Майклу ни разу не изменило чувство меры и его усилия лишь подчеркивают работу самих музыкантов.
      Все это в сумме переплетается в музыку, которую, при всей ее узнаваемости, можно характеризовать как более тонкую, или, если хотите, более изысканную. Впервые за долгие годы прослушивания Purple-related музыки я поймал себя на мысли, что именно этот диск более приятно слушать не через напольную акустику с неизменным "смерть соседям mode on", а через наушники - наиболее приемлимым, на мой взгляд, способом насладиться особым звучанием каждого инструмента и расслышать самые мелкие штрихи в богатой звуковой палитре.
      Еще один момент, о котором необходимо упомянуть - студийная атмосфера во время записи альбома. Майкл Брэдфорд на правах продюсера практикует следующую схему работы - не давать музыкантам многократно переписывать одни и те же партии. По его убеждению, у Deep Purple искра вдохновения вспыхивает во время первых "дублей". "Берите их, пока они горячие", - говорил Майкл - "и это всегда будут лучшие варианты, перезаписывай их потом хоть сто раз". Практика показала: Брэдфорд прав на все сто. Музыка, которую мы теперь слушаем, родилась во время спонтанных инструментальных джемов. И, как результат, получилась очень живая и свежая работа, где каждый из музыкантов смог проявить себя в полной мере.
      Рекомендации, которые мы можем дать, очевидны. Слушайте альбом. Слушайте его внимательно. Не будем оригинальны, порекомендовав сходить на концерт. Ибо Deep Purple, как никакая другая группа, умеет подать "в живую" свою музыку так, что "Rapture Of The Deep" все равно пробъется к вашему сердцу :)

      Для альбома группа записала 12 треков. Обычное издание содержит 10, а такие номера, как "MTV" and "Things I Never Said" появятся как бонусы для европейского и японского limited edition соответственно.

1. Money Talks

Очень удачный, на мой взгляд, выбор трека в качестве вступительного. Фирменный органный рык сменятся тяжелым размеренным гитарным риффом. Оригинальная вставка в середине трека, где Гиллан поет с мрачновато-мистическим оттенком, сменяется хорошим соло Стива. Трек с большим концертным потенциалом в качестве первого номера для "раскачки" зала.

2. Girls Like That

Веселый шустрый боевичок, в котором фирменные крики, как и само пение Иэна Гиллана дают скептикам богатую пищу для размышлений. Может ли 60-летний певец звучать с такой экспрессией? Гиллан - да, может. Трек богато расцвечен бэкграундной подложкой из клавишных и бас-гитары. Венчает песню замечательное, "перпловское" соло Дона Эйри.

3. Wrong Man

Один из лучших треков альбома. Мощный, как ныне модно говорить, "качевый" рифф, отличные переходы, отличная вокальная партия с постоянным хаммондовским бэкграундом. Слушая этот трек, чувствуешь себя подключенным к какому-то немыслимому генератору, с каждым риффом накачивающему тебя новой энергетикой. Классное соло на гитаре и интересная концовка.

4. Rapture Of The Deep

Шедевр. Трек, который не может не войти в историю. "Rapture Of The Deep" - термин, обозначающий состояние эйфории, возникающее в опреедленных условиях при подводном плавании. Слушать равнодушно этот номер невозможно. Погружение в музыку, окружающую тебя со всех сторон, зовущую за собой, захватывающую и завораживающую - это ли не состояние неконтролируемого восторга, о котором когда-то написал известный исследователь морских глубин Жак-Ив Кусто? Именно такой трек записала группа. Трек, не похожий ни на одну предыдущую работу . Трек, вообще ни на что не похожий. Основной рифф, придуманный Доном Эйри. Гиллан, поющий мелодию. Грандиозные органно-гитарные соло - и все это на постоянном подъеме, уходящем в физически ощущаемую мистику, погружение в глубокий экстаз... Какое вдохновение должно нисходить на людей, способных написать такую музыку?

5. Clearly Quite Absurd

Мелодичная вещь, проникновенно исполненная Гилланом. Много замечательной гитарной игры и разнообразного гитарного саунда - гитара в основном риффе, гитара в соло, гитара в бэкграунде. Оригинально записана еще одна такая же вокальная партия, но звучащая тише и с небольшим сдвигом, множество тихих синтезаторных штрихов - превосходная продюсерская работа. Для многих слушателей эта вещь будет в числе фаворитов.

6. Don't Let Go

Размеренный, спокойный и очень симпатичный трек, базирующийся, в общем, на незамысловатом риффе. Однако он настолько органично вплетен в мелодию, что после первых же аккордов эту песню просто интересно слушать. Хорошо записан бэк-вокал, во многом определяющий присущий этому номеру шарм. Гитарная и клавишная сольные партии - как его органичный финал.

7. Back To Back

Номер, к которому лично у меня самое неоднозначное отношение. Если куплет сильно напоминает нечто в духе альбома "Abandon" , то вот припев, как бы это сказать... Слишком уж выпадает из перпловской стилистики вообще. Впрочем, в однозначный актив этому номеру можно записать сольные партии на синтезаторе и гитаре, причем клавишная звучит свежо и необычно. Но, в любом случае, самый спорный трек на альбоме.

8. Kiss Tomorrow Goodbye

Стандартный для Deep Purple эпохи Стива Морса трек, где во всей красе себя проявляет Иэн Пэйс. Песня совершенно не выпадает из альбома и несет в себе определенный драйв, но все же не содержит никаких новаций. Иэн Гиллан в очередной раз очень хорош, как, впрочем и небольшой сольный джем Стива и Дона.

9. MTV (бонус трэк европейского limited edition)

Хороший трек с совершенно необычной для группы структурой. Оригинальная гитарная линия, отличная игра Роджера, много клавишных . Во всей красе проявляет себя Стив с великолепным соло, не отстает от него и Дон с отличной, истинно перпловской сольной партией (саунд органа будто бы вернулся из 70-х). Один из лучших треков на альбоме, и остается сожалеть, что его не будет на обычном издании.

10. Junkyard Blues

Фантастический трек. Запоминающийся рифф Морс-Гловер, безупречное пение Гиллана и - жемчужина альбома: продолжительный джем Морс - Эйри. Две с половиной минуты музыкальной эстетики, фрагмент, который можно слушать бесконечно. Гениальный в своей красоте саунд и превосходное взаимодействие музыкантов. Два инструмента - гитара и орган, то играющие вместе, то поочередно выходящие на передний план и снова уходящие в бэкграунд, создающие друг другу красивый фон, легкий и воздушный... И все это на фоне крепкой ритм-секции, где вновь блистает Иэн Пэйс. Описать словами это действо невозможно.

11. Before Time Began

Как и в случае с "Rapture Of The Deep", можно с уверенностью сказать - такого магического Deep Purple мы еще не слышали. В этом треке необычно все - красивейший гитарный бэкграунд, расцвеченный тихими штрихами синтезатора, неожиданная вокальная партия, больше похожая на декларирование стихов под музыку, тихие россыпи ударных, красивая бас-линия. Элегия, переходящая к типично перпловскому тяжелому фрагменту с отличными сольными гитарными, клавишными и вокальными партиями. И гениальный переход к торжественному и возвышенному финалу, с буйством всех немыслимых звуковых красок и последними аккордами, завершающими этот волшебный альбом. Before Time Began...

      В заключение этого ревью можно сказать только одно. Группа в ее нынешнем состоянии окончательно обрела свое новое лицо. Deep Purple современный и одновременно классический. Deep Purple новый, но узнаваемый. Deep Purple по-прежнему остается Deep Purple, действующей группой, умеющей создавать настоящие музыкальные шедевры. Спасибо вам, Отцы.


Дмитрий Зыков,
dima@deep-purple.ru
Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU