Last Releases





Deep Purple
The BBC Sessions 1968-1970
cover © 2011 EMI

CD1 (Mark I: 1968-1969)


Top Gear June 1968 :

1.   Hush (vsn one)
2.   One More Rainy Day
3.   Help!

Dave Symonds Show July 1968 :

4.   And The Address

Top Gear February 1969 :

5.   Hey Bop A Re Bop
6.   Emmaretta
7.   Wring That Neck
8.   Brian Matthey interviews Rod Evans
9.   Hey Joe
10. It's All Over

Sounds Like Tony Brandon Show July 1969 :

11. The Painter (vsn one)
12. Lalena

Chris Grant's Tasty Pop Sunday July 1969 :

13. The Painter (vsn two)
14. I'm So Glad
15. Hush (vsn four)

CD2 (Mark II: 1969-1970)

Symonds On Sunday August 1969 :

1.   Ricochet
2.   Bird Has Flown

Stuart Henry Noise At Nine November 1969 :

3.   Speed King
4.   Jam Stew (aka John Stew)

Mike Harding's Sounds Of The Seventies April 1970 :

5.   Hard Lovin' Man
6.   Bloodsucker
7.   Living Wreck (vsn two)

Transcription Service September 1970 :

8.   Brian Matthew interviews Jon Lord
9.   Black Night
10. Grabsplatter
11. Into The Fire
12. Child In Time

      После распада группы в 1976 году возник интерес к неизданным ранее записям группы. В отсутствие официальных изданий этот пробел попытались заполнить бутлегеры - некоторые из их изданий содержали архивные записи группы на BBC.
      В середине 90-х годов EMI запустила комплексную программу переиздания каталога группы, ряд записей на BBC появилось в качестве бонусов к этим альбомам. Однако, некоторые из сессий остались неизданными официально, а ряд сессий считался утерянным.
      Начиная с 30-х годов, BBC Transcription Service издавала на пластинках программы с классической музыкой, театральными постановками и т.д., предназначавшиеся для зарубежных радиостанций. В 60-х BBC начали добавлять в свои программы поп-музыку, сначала для программы Pick Of The Pops, а затем и для нового шоу Top Of The Pops. Обе эти передачи поставлялись радиостанциям - подписчикам за рубежом Великобритании. Продюсеры этих поп-программ нарезали треки с разных сессий, диджеи добавляли свои комментарии. Станции-подписчики платили BBC ежегодный взнос за трансляцию этих программ. В те времена на BBC не было чёткой политики архивирования. Множество плёнок использовалось повторно, и только благодаря BBC Transcription Service эти сессии частично сохранились. Составители редко помещали на диски сессии целиком, а делали компиляции - в этом причина того, что какие-то треки из одной сессии сохранились, а другие нет. Сборники эти были достаточно эклектичными, например на пластинке номер 262 длитнльностью звучания 40 минут представлены Deep Purple, Roger Whittaker, The New Seekers, Lulu, Jethro Tull, Clodagh Rodgers и The Plastic Ono Band.
      Сборники предоставлялись радиостанциям на строгих лицензионных условиях - после года использования они обязаны были возвращать диски в Лондон, где часть из них хранили, но куда большую часть уничтожали.
      Кроме этих источников существовали любительские записи - слушатели записывали музыку с эфира, попросту приставив микрофон к радиоприёмнику. По мере того, как всплывали все эти записи, коллекционеры смогли составить список сессий Deep Purple. Документацию, в отличие от самой музыки, на BBC хранили тщательно и исследователь Ken Garner в 1993 году в своей книге Session Tonight в достаточно полной степени раскрыл эту тему.
      Окончательным толчком к изданию данного CD послужило появление на свет в 2010 году в полном объёме двух сессий, считавшихся утраченными. Несмотря на то, что пробелы всё ещё остаются, наконец появилась возможность составить сет, который можно назвать "настолько полным, насколько это возможно".
      Считается, что группа записала 37 песен, из которых 9 остаются утерянными (или существуют в качестве, граничащем с бессмысленностью).
      Составители CD составили хронологию этих сессий, которую имеет смысл здесь привести.

Deep Purple Mk I

Сессия 1
Запись: 18/06/68 BBC, Studio 1, 201 Piccadilly
Hush (vsn one) (ранее на CD не издавалась)
One More Rainy Day (vsn one) (ранее на CD не издавалась)
Help! (ранее на CD не издавалась)
Top Gear, Эфир: 30/06/68 (Повтор: 15/07/68)


      Эта сессия появилась в 2010 году и ранее считалась утерянной. Top Gear к моменту трансляции этой сессии собирала у радиоприемников порядка 1,5 миллионов слушателей, поэтому попадание в передачу являлось серьёзным стартом для любой новой группы.
      Три студии BBC по адресу Piccadilly, 201 использовались BBC с времён второй мировой войны до 1971 года.

Сессия 2
Запись: 25/06/68 BBC, Stusio 5, Maida Vale
Hush (vsn two) - отсутствует
One More Rainy Day (vsn two) - отсутствует
Kentucky Woman - отсутствует
It's All Over (vsn one) - отсутствует
And The Address (ранее на CD не издавалась)
Dave Symonds show, Эфир: 01/07/68 - 04/07/68 (по 1 песне в день)


      Сессия утеряна, поэтому мы лишены возможности услышать как Deep Purple единственный раз на BBC сыграли Kentucky Woman. Единственный трек, который можно было использовать для данного CD - эфирная запись And The Address посредственного качества, однако документов, подтверждающих факт её записи именно в эту сессию нет. Составители вычислили это методом исключения.

Сессия 3
Запись: 14/01/69 BBC, Studio 4, Maida Vale
Hey Bop A Re Bop
Emmaretta
Wring That Neck
Hey Joe
It's All Over (vsn two)
Top Gear, эфир: 09/02/69 (первые 4 трека), повтор 23/03/69 (все треки)


      На момент записи группа вернулась в Британию и начала работу над третьим альбомом. Например, версия Emmaretta для сингла была записана через 3 дня после сессии на BBC. Из за недостатка своего материала, группа обратилась к каверу вещи It's All Over, записанной Ben E. King, которую они в студии не записывали. Эта вещь свидетельствует о том, насколько эклектично на том этапе звучала группа, пытаясь нащупать свой путь. Также интересен трек Hey Bop A Re Bop. Группа должна была появиться на телешоу Late Night Line Up и исполнить новую композицию. Исследователь Nigel Young предполагает, что для этой цели была написана данная вещь. Запись телешоу не сохранилась. Когда группа поехала на радио, композиция была свежа в памяти и её сыграли. В песне поётся о некой Глории, которая проводит всё своё время на станции. Впоследствии текст был заменён на другой, таким образом родилась The Painter, записанная впоследствии на третьем альбоме группы.
      Здание Maida Vale изначально предназначалось для катания на роликовых коньках, а в 30-е годы его заняла BBC. В здании было организовано 7 студийных комнат, и оно до сих пор используется в этом же качестве.

Сессия 4
Запись: 11/02/69 BBC, Studio 4, Maida Vale
Emmaretta (vsn two) - отсутствует
Bird Has Flown - отсутствует
Hush (vsn three) - отсутствует
Hey Bop A Re Bop (vsn two) - отсутствует
Tony Brandon show Radio 1. эфир: 17/02/69 - 20/02/69 (по 1 песне в день)


      Через месяц группа вернулась в Maida Vale на сессию, которая утрачена, если не считать любительской записи с эфира плохого качества, не позволившего включить сессию в данное издание. Факт печальный, т.к. Bird Has Flown первый состав DP на BBC больше не исполнял. Группа только что записала её в студии для обратной стороны сингла и было бы интересно услышать живую версию.

Сессия 5
Запись: 24/06/69 BBC, Studio 5, Maida Vale
Lalena
The Painter (vsn one)
I'm So Glad - отсутствует
Sounds Like Tony Brandon show Radio 1
эфир: 01/03/04.07.69 (по 1 песне в день)


      Яркий пример того, как первые 2 трека были взяты с диска BBC Transcription Service (Top Of The Pops 244) и сохранились, в отличие от третьего трека, который до сих пор считается утерянным.

Сессия 6
Запись: 30/06/69 BBC, Studio 2, Aeolian Hall
The Painter (vsn two) (ранее на CD не издавалась)
I'm So Glad (ранее на CD не издавалась)
Hush (vsn four) (ранее на CD не издавалась)
Chris Grant's Tasty Pop Sunday
эфир: 06/07/69


      Группа уже подписала Гиллана с Гловером, однако Эвансу и Симперу ещё не указали на дверь на момент записи этой сессии. Ди-джей Chris Grant поверх записи комментирует происходящее репликами типа "mmm, boys". Всего через 4 дня группа даст свой последний концерт в оригинальном составе.
      Aeolian Hall - ещё одна студия, которую BBC организовала во время второй мировой. Студия использовалась для различных записей BBC, включая поп и рок-сессии до 1975 года, когда этим заниматься перестали.

Deep Purple Mk II

Сессия 7

Запись: 11/08/69 BBC, Studio 2, Aeolian Hall
Ricochet
Bird Has Flown
Symonds On Sunday, эфир 17/08/69


      У нового состава был переходный период, когда старые композиции перемежались только что сочинёнными. Данная сессия иллюстрирует это. Ricochet - это ранняя версия Speed King, а Bird Has Flown - последний сингл первого состава. Существует версия, что в эту сессию были записаны дополнительные треки, однако всё, что осталось - это данные 2 вещи, взятые с диска BBC Transcription Pick Of The Pops For Your DJ Vol 250. В данной программе Deep Purple соседствуют с Yes, The Bonzo Dog Doo Dah Band и Humble Pie.

Сессия 8
Запись 29/08/69 BBC Radio, Studio 1, 201 Piccadilly
Kneel And Pray - отсутствует
Child In Time (vsn one) - отсутствует
Stuart Henry show. эфир 07/09/69


      Ещё одна утерянная сессия. Одна из самых ранних версий Child In Time. Kneel And Pray, как и Hey Bop A Re Bop - композиция, прозвучавшая на BBC в версии, которая видоизменится и через пару месяцев будет записана в окончательном варианте для альбома (Speed King).

Сессия 9
28/09/69 BBC, Studio 5, Maida Vale
Повтор материала
And The Address/The Painter/Child In Time/Kneel And Pray/Bird Has Flown
Dave Cash show Radio 1. эфир 13/10/69 - 17/10/69


      Считается, что это подборка из сессий, записанных ранее. And The Address - версия из сессии номер два.

Сессия 10
31/10/69 BBC, Studio 4, Maida Vale
Speed King
Living Wreck (vsn one) - отсутствует
Jam Stew (aka John Stew)
Stuart Henry Show. эфир: 09/11/69


      Ещё одна сессия, две вещи из которой сохранены благодаря диску Transcription Service за номером 262. Здесь в Jam Stew присутствуют слова. Студийная версия для In Rock записывалась в конце ноября, но вокальная партия так и не была сделана и материал положили на полку. Опубликована композиция была только при юбилейном переиздании In Rock. Этот рифф Блэкмор использовал на следующий год на альбоме Green Bullfrog.

Сессия 11
21/04/70 BBC, Studio 5, Maida Vale
Hard Lovin' Man
Bloodsucker
Living Wreck (vsn two)
Mike Harding's Sounds Of Seventies. эфир: 28/04/70


      Записи взяты с диска Transcription Service номер 286. Группа сыграла свой "тяжёлый" сет из альбома In Rock. Существуют также альтернативные редакции данных записей, так как сохранились также и эфирные варианты.

Сессия 12
23/09/70 BBC, Studio T1, Shepherds Bush
Black Night
Grabsplatter
Into The Fire
Child In Time (vsn two)


      Эта последняя сессия была записана специально для диска Transcription Service номер 309 для зарубежных радиостанций. Сессия включает в себя краткое интервью с Джоном Лордом. Здесь Grabsplatter - инструментал, что довольно необычно, т.к. логичнее было сыграть трэк из нового альбома. Позже группа запишет эту композицию в студии с вокальной линией, и она превратится в I'm Alone, вышедшую в качестве B-side к синглу. Впервые Grabsplatter появился на New, Live & Rare EP в октябре 1980, откуда и взята данная запись.

      Продюсеры данного двойного CD - Nigel Reeve, Helen Owens и Simon Robinson. Цифровой ремастеринг - Peter Mew и Nigel Reeve, студия Abbey Road.

Константин Горлов,
Санкт-Петербург, декабрь 2011


Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU