Live

BLACKMORE'S NIGHT
16.04.02, С.Петербург, Россия.

Алексей Маслов, almac@pskov.ru
Газета "Новости Пскова" (23.04.02)




Два с половиной часа после двадцати пяти лет ожидания

      В конце 70-х годов прошлого века в нашей стране бытовал такой анекдот: Школьник через сто лет заглядывает в энциклопедический словарь и читает "Брежнев, Леонид Ильич. Мелкий политический деятель во времена Аллы Пугачевой".
      И еще шутка, уже из времен нынешних: "Машина с самым низким КПД - советское радио. Уж сколько оно пыталось привить согражданам любовь к классической музыке, но заставило запомнить лишь одно - "Лебединое озеро" означает смерть очередного генерального секретаря ЦК КПСС".
      В каждой шутке есть доля истины. Есть она и в вышеприведенных. Конечно, не все и тогда считали Аллу Борисовну музыкальным эталоном. Что же касается "Лебединого озера", то с некоторых пор для части россиян оно ассоциируется с началом песни Writing On The Wall группы Blackmore's Night.
      "В середине апреля в музыкальной жизни обеих столиц грядет Событие. Легендарный "король гитары", "человек в черном" Ритчи Блэкмор в составе собственного проекта Blackmore's Night наконец приезжает и в Россию. Концерт в Москве состоится в 57-й день рождения Мастера, 14 апреля. Через два дня он выступит и в Питере", - когда об этом сообщил один из интернетовских сайтов, то решение было принято мгновенно: надо звонить в Питер, заказывать билеты. Сколько бы они ни стоили, какие бы проблемы не возникли в этот день с работой.
      Потому что не комсомол нас воспитывал, Советская Армия и вера в светлое будущее. Нас воспитывала музыка "чуждая". Правда то, чему она была чужда, приказало долго жить. Но справедливость агрессивного отношения культуры советской к рок-культуре западной стоит в прошедшем времени признать справедливой. Слаба она была, родственница "социалистического реализма", по сравнению с тем, что делали такие мастера, как Beatles и Pink Floyd, Rolling Stones и Doors. Для большой части несоветской советской молодежи эта культура всегда ассоциировалась с тем, что делали Ричи Блэкмор и Deep Purple. Прославленные "Пёпл" уже четырежды (правда, без Блэкмора) приезжали в Россию. Маэстро Блэкмор приехал впервые. Свершилось. Дождались. Впервые познакомившись с его музыкой в начале семидесятых. Раньше, чем в стране появился анекдот про Брежнева и Пугачеву…

      Когда на сцене Большого зала Петербургской филармонии, превращенную Ричи Блэкмором в лесную площадку у входа в рыцарский замок, вышли музыканты и запели старинную английскую песню, что-то в этом действие показалось не настоящим. И действительно, по окончанию песни флейтист на родном русском объявил:
      - Вас приветствует группа "Шервуд"!
      После третьей песни "Шервуда" в зале раздалось "Блэкмора давай!", после шестой "Ребята, идите в переход деньги зарабатывать". Что ж, разогревающая команда была ни в чем не виновата, но ведь зал, действительно ждал. Ждал Блэкмора.
      Музыку, которую последние пять лет исполняют Blackmore's Night, Ричи стремился делать еще и во времена Rainbow (в его филигранных соло всегда присутствовали отголоски музыки барокко). Просто аранжировки тогда были более "тяжелыми". Знакомство с Кэндис Найт стало переломным моментом в его судьбе: она разделила с Блэкмором его увлечение культурой Средневековья, стала его музой и помогла в написании многих вещей. Именно под ее влиянием Ричи сначала расстался с Deep Purple, а четыре года спустя и с хард-роком вообще. С тех пор все слухи о возрождении "электрического" Rainbow остаются слухами - и не более...
      Итак, "Шервуд" ушел, а на сцену явились музыканты, выступающие под романтическими псевдонимами, соответствующими ее менестрельской стилистике.
      Прогуливаясь однажды по изящным залам замка Ламли, Сквайр Малкольм был заворожен гипнотическими ритмами, проникновенной гитарной игрой, очаровательным женским голосом и волшебной скрипкой - это ансамбль менестрелей готовился к выступлению. Сквайр Малкольм не смог устоять перед желанием выразить себя в этой музыке и ритмах и стал перкуссионистом Blackmore's Night.
      Сэр Роберт Нормандский - необыкновенно талантливый мультиинструменталист. Виртуозный басист, гитарист и певец. Он часто выступал в нью-йоркских клубах и дискотеках, сотрудничал с исполнителями луизианской традиционной музыки.
      Кэрмайн Гильо - клавишник Blackmore's Night. Выпускник престижной Манхэттенской Музыкальной Школы он одинаково сведущ и в классической, и в популярной музыке. Кэрмайн необыкновенно одаренный и разносторонний музыкант, записывавшийся с исполнителями рок-энд-блюз, а также танцевальной музыки. Его игра принесла Blackmore's Night новое, свежее звучание.
      Крис Дивайн - всесторонне одаренный музыкант, играющий на электрической и традиционной скрипке, мандолине, гитаре, а также на флейте, саксофоне и клавишных. Он стал бакалавром музыки по классу скрипки в Массачусетском университете, где учился вместе со всемирно известным скрипачом Джулианом Олевски. Известный сессионный музыкант, Крис Дивайн участвовал в записи более чем 100 альбомов в самых различных музыкальных стилях, включая классику, джаз, поп, кантри и фолк.
      Ну и, конечно, Кэндис Найт. Она начала свою музыкальную карьеру как бэк-вокалистка таких групп как Deep Purple и Rainbow, На последнем (на сегодняшний день) альбоме Rainbow - Stranger In Us All - вклад Кэндис был уже более существенным: помимо бэк-вокала, она стала соавтором хитов Wolf To The Moon, Black Masquerade, Hall of the Mountain King и Ariel. Первый же опыт творческого сотрудничества с Блэкмором сделал ее обладательницей "золотого альбома". Однако настоящий успех пришел к Кэндис Найт, когда вместе с Ричи она записала альбом Shadow of the Moon, ставший первым в их совместном проекте Blackmore's Night, где она выступила уже не только как ведущая вокалистка, но и как автор текстов. Кэндис получила музыкальное образование, обучалась игре на фортепиано. Знакомство с Ричи Блэкмором открыло для Кэндис новые творческие горизонты, позволило в полной мере проявить свои возможности в создании произведений в фольклорной манере и стилистике ренессанса. Вслед за "Shadow of the Moon" последовал второй альбом "Under A Violet Moon", а летом 2001 года альбом "Fires At Midnight", давший название и нынешнему международному туру Blackmore's Night. Во время него россияне узнали о русских корнях происхождения певицы, озвученных в том числе и фразой (почти без акцента): "Как приятно возвращаться домой".
      Что ж, непримиримые есть всюду - в политике, в спорте, в музыке. Может, кому-то было до слез жалко смотреть на Блэкмора с акустическими гитарами, которые ему подносили как инструменты хирургу во время операции, в руках. Наверное, один из таких людей периодически между песнями кричал откуда-то с балкона: "Ричи, поворот давай!". Имел ли он ввиду поворот к хард-року, или песню Макаревича так никто и не понял. Все остальные, думаю, остались удовлетворены тем, что "дал Ричи". Было и вступление из Difficult To Cure (читай "Оды к радости" Бетховена), был и "пёпловский" Soldier Of Fortune, был в конце выступления и знаменитый белый стопроцентно электрический "Фендер" в руках Блэкмора. Осталось только надеяться на то, что брошенная Маэстро в одном из интервью фраза о возможном объединении старого состава Deep Purple ради нескольких концертов материализуется в реальный проект. И пусть один из концертов состоится в России. Лучше бы он прошел в Питере, так как (неизвестно почему) получается, что выступления в городе на Неве "пёплам" удаются лучше, чем в российской Первопрестольной.

      Есть один парадоксальный способ проверки режиссерами качества новых постановок. Рождающийся спектакль нужно показать не маститому критику, а… театральному пожарному или уборщице со стажем. Они обязательно укажут на недостатки. Решив проверить "реакцию на Блэкмора" таким образом, от билетерш Большого зала Петербургской филармонии, в ответ услышал: "Никогда у нас ничего подобного не было. Но это прекрасная музыка, и великолепные музыканты".
Home   WWW . DEEP-PURPLE . RU