Live



DEEP PURPLE
23.03.02, Самара, Россия.

Сергей Волков, pak@kraft-s.ru
www.deep-purple.ru



ТЕМНО-ЛИЛОВАЯ ФЕЕРИЯ

ПРЕЛЮДИЯ

      Deep Purple мы ждали очень давно. О своем желании привезти этих музыкантов не "из тура" неоднократно говорили различные местные продюсерские центры. Публика относилась к этому относительно спокойно, потому что привыкла к подобным клятвам и заверениям. А вообще, все же возможно. Например, однажды на закрытое мероприятие солидной коммерческой структуры прямиком из Парижа в Самару прибыла Патрисия Каас, спела что-то под рояль и буквально тут же отбыла восвояси. (Подробностей уже не помню, слишком много лет прошло). Но суть не в этом. Последний раз Deep Purple должен был объявиться у нас осенью. Якобы менеджмент группы проявил неуверенность по поводу аншлаговых концертов в Москве и Питере. Дескать, привыкли. Не знаю, насколько это имеет под собой реальную основу, но продюсеры все просчитывали - это факт. В результате же - побоялись, не решились, и вновь наступила тишина, пока мне в руки не попала "АИФ" с сообщением о том, что музыканты отправляются в гастрольный тур по Поволжью. Следом пришло сообщение с вашего сайта о предстоящей поездке музыкантов, но уже не по Волге, а по России. Реакция была одна: все-равно не приедут, сколько уже раз обещали. Ну, а затем - как в триллере, с Лордом, Эйри и Гилланом в главных ролях. Нервы всем потрепали изрядно.
      Итак, Deep Purple, несмотря ни на что, 23 марта должен выступить в Самаре.
      ...Случилось так, что я, еще задолго до концерта, брал интервью у одного из начальников Ледового Дворца спорта и поинтересовался прогнозами относительно предстоящего события. Мне ответили ужасное: никакого договора о продаже билетов еще нет и, наврядли, полный зал будет собран. А виной тому - очень высокие цены на билеты. Причем так думали многие. Потом совершенно неожиданно билеты поступили в продажу, появились плакаты с Лордом, пошла реклама. Дешевые и самые дорогие места смели в одночасье. Я сильно удивился, когда узнал, что в розыгрышах билетов принимает участие колоссальное количество молодежи. Пейджер, говорят, обрывался от звонков. При этом надо учитывать, что некоторые передачи начинаются очень и очень рано. Нет, я, конечно, знал, что в Самаре любят Deep Purple, но к так называемым у нас "пепловцам" я относил прежде всего мое поколение, а точнее тех, кому от 30 и до...
      ...Во время проведения одного из конкурсов на радио я покорно принял новость о том, что Пейс имеет физический недостаток, отличающий его от прочих барабанщиков. Как вы думаете, что имелось в виду? Вы не угадали. Этот пресловутый физический недуг именуется очками. Но это уже так, эмоции...
      Чем меньше оставалось времени до концерта, тем больше нарастал массовый психоз. Наверное, каждая газета напечатала однотипное интервью с организаторами: два самолета; шесть тонн аппаратуры; продолжительность концерта 2 часа 15 минут плюс возможен выход на "бис"; в программе песни из будущего альбома и т.д. Особенно отличилась газета, вышедшая за день (22.03) до концерта. Читателей уверяли, что состав не изменился и все такое прочее. А с фото стеснительно взирал Дон Эйри. Вот вам, дескать, и Лорд собственной персоной. Представляю, что чувствовали организаторы, когда им попался в руки данный шедевр. Впрочем, удивляться подобным "финтам" давно не приходится.

DEEP PURPLE - ДЛЯ ПРЕССЫ. ПРЕССА - ДЛЯ DEEP PURPLE.

      И вот 23 марта. Время идет до ужаса медленно. Deep Purple с семи утра уже в Самаре. Расположились в кемпинге "Русская охота" вблизи Жигулевских гор. Ближе к вечеру, как и положено, саундчек и пресс-конференция.
      Журналистов - уйма. Общение происходило в самом Дворце спорта. Первое слово - Владимиру Зубицкому, затем присоединились и те, кого ждали десятилетиями. Настроение замечательное, никакого намека на "звездность". Общались около получаса. Спрашивали о многом, но по существу мало. Гиллан рассказал о том, что гастрольный тур богат курьезами и просто запоминающимися моментами. Так, при подлете к какому-то городу (до сих пор не понял к какому) самолет по непонятным причинам не хотели пропускать в аэропорт. Но правда восторжествовала, а концерт и посадка состоялись. Поведали и о ростовских приключениях. После выступления музыканты ужинали в одном из ресторанов. Играла местная кабацкая команда. Первым не выдержал Гиллан и взобрался на сцену. За ним последовали все остальные. Джем закончился около пяти утра (а уже через пару часов эти монстры были у нас!!!)
      Мой приятель, работающий на таможне, рассказывал, что появление музыкантов на самарской земле было более чем примечательным. Некоторые из них, несмотря на ненастное мартовское утро, оказались в шортах и майках). Естественно, прозвучал вопрос и о Лорде. Гиллан сказал, что Джон просто устал и извинился, что так вышло, но, мол, физиономия Лорда на плакатах - это не его (читай: и всех остальных) вина. Не обошлось без дифирамбов российской публике. Если в двух словах, то этот гимн отечественным поклонникам выглядел примерно так: здесь намного круче, чем в Америке; вполне возможно, что появится песня "Woman from Samara" и, вообще, в 2004 г. они нам здесь еще не такое покажут. Этой поездки им очень хочется. 11 часовых поясов - не шутка, а повод попасть в книгу рекордов Гиннесса. У Гловера поинтересовались о местонахождении и цене его легендарной шляпы. Вот дословный ответ: "О! Она бесценна. Я прячу ее от журналистов в своей студии в Лондоне. Она уже очень старая и потрепанная, тонкая, как вот эта салфетка". У Гиллана спросили о благотворительности. Он поведал, ставший уже хрестоматийным, эпизод о мальчике, который попал под машину, идя на их концерт. Поинтересовались и секретом сохранения голосовых кондиций. Ян ответил, что надо пить только один сорт виски. После чего добавил, что вообще-то никакого специального рецепта нет. Все дело в настроении и атмосфере в команде. Были и стандартные вопросы. "Мистер Морс, не довлеет ли над вами тень бывшего лидер-гитариста Ричи Блэкмора?" - спросили Стива, на что он ответил не менее стандартно и, наверное, уже заученно: не довлеет, не зацикливался, просто играл. Вообще, я могу представить, как ему, бедному, осточертело отвечать на подобные вопросы. С приходом Эйри ситуация, по всей видимости, изменится и все шишки падут уже на другую голову. Удачи и железной выдержки тебе, Дон!
      ...После конференции наступила традиционная раздача автографов. Совали все, что можно, начиная от всевозможных дисков группы до старой электрогитары, где "отметились" с помощью шила. Некоторые фотографировались на память, чтобы их близкие поверили реальности происходящего. Да, ну и, конечно, фото: Deep Purple для прессы, а потом и пресса - для Deep Purple.

ФЕЕРИЯ

      Народ начали запускать как минимум за час до концерта. В основном, собралась не юная публика, хотя и совсем маленькие дети со своими отцами место имели. Умилил оператор одной из местных телерадиокомпаний, принадлежащий к первому поколению профессиональных любителей группы. Накануне его угораздило сломать ногу! И вот он на костылях, мужественно перенося невзгоды, связанные с проведением любых массовых мероприятий, пробирается в зал. Но после такого концерта у него, наверное, и нога быстрее заживет. Был и еще один безо всякой меры примечательный тип - православный священнослужитель из Сызрани. Ряса, борода и крест - все как положено. Батюшка роком начал увлекаться еще в юности, до пострига, но говорит, что и сейчас может побаловаться хорошими децибеллами. Короче, публика по своей колоритности была "супер"!!! Однако и лишнего народа хватало. Это те, кто пришли, потому что "надо", потому что в одним им ведомой записной книжке они должны поставить галочку: легенду тяжелого рока видел. Это раздражало больше всего, так как я не могу понять, когда мне с уверенным видом говорят, будто только что исполненная "Mary Long" и "The Aviator" - песни из нового альбома. Они это точно знают - им сказали. Впрочем, на эту тему можно рассуждать бесконечно. Но поскольку она малоприятная, я с ней заканчиваю.
      Запомнилось и вот что. Где только возможно, были развешаны объявления о категорическом запрещении фото- и видеосъемки концерта. Но на входе никто никого не проверял. Я помню, когда приезжал UDO, поклонников шерстили - будь здоров. А тут: проноси - не хочу. Поэтому во время концерта умопомрачительное количество народа щелкало фотоаппаратами и вело видеосъемку. Теперь я жутко хочу раздобыть запись этого концерта.
      Произошел и со мной любопытный эпизод. Когда я искал свой стул, некий седовласый джентльмен, находящийся на пределе нервов в ожидании любимцев, на вопрос, что это за место, послал меня классическими тремя словами. Причем, не отводя глаз со сцены. Он уже был целиком и полностью там. Мы оба немало удивились, когда оказались соседями. "Дедок" оглядел меня с ног до головы и спросил, с каких пор я слушаю Deep Purple и далее в таком же духе. В общем, устроил экзамен, который я с честью выдержал. Экзаменатор же окинул меня суровым взглядом и, явно удовлетворенный познаниями, изрек: "Нормально". Мы подружились. Пива вот попить не удалось. Оно кончилось еще перед концертом. В отличие от фирменной продукции. Майки, куртки, банданы, фотоальбомы продавались как до, так и после действа. Многие мечтали о СД, думали, выкинут что-нибудь стоящее, долгожданное и не имеющее большого распространения, но - увы.
      Концерт начался с опозданием на минут 40. Каюсь, самого выхода я и не видел. Пошел курить, а тут, Бог ты мой, вступление к "Woman from Tokyo"!!! Сидячий партер поднялся на первых же аккордах и таковым быть перестал. Отрадно было наблюдать за публикой в дорогих костюмах и галстуках. Спустя три-четыре песни они забыли о своей респектабельности, хороших манерах и нацепили майки и банданы. Отрыв по полной программе!
      Что касается самого концерта, то спешу сказать, что первоначально я был разочарован. То есть вместо обещанных организаторами действа на протяжении двух с лишним часов плюс "бис", отыграли в общей сложности меньше. Мне подумалось, что аудитория чем-то не угодила музыкантам. Но, ознакомившись с сет-листом московского и питерского концертов, я был приятно удивлен. Программы аналогичны. Только вот "No one came" у нас не было. Да я, признаться, и не особенно ее жалую.
      Я очень ждал песен из будущего альбома. Не дождался. До сих пор не могу понять, почему произошла такая нестыковка заверений организаторов и собственно действа.
      Прочитав отчеты о первых концертах этого тура, я готов подписаться почти что под всеми словами авторов. Общее мнение самарской публики абсолютно идентично. Поэтому я могу поделиться лишь своими субъективными впечатлениями.

1. ЗВУК.

      Сперва, да, что-то не так и несколько глуховато. Но затем все это кардинально меняется. (Или же уши "замылились"?) Я был поражен, как мощно звучали некоторые песни, от которых этого, на мой взгляд, совершенно не ожидалось. Ну, например, "Fools". Да, ей и так хватало драйва даже в студийном варианте, но на концерте она слушалась настолько надрывно, настолько мощно, что мороз пробегал по коже. Эта песня никак не уступала горячо любимой мною "Perfect Strangers". Но более всего меня покорила "Hush". От легкого налета былой припопсованности не осталось и следа. Удивила и "The Aviator". Я не обращал на нее особого внимания на альбоме. Простая приятная песенка и не более того. Но как она красиво и запредельно звучала со сцены! Как заводила зал!

2. ГИЛЛАН.

      Все до боли знакомо: босые ноги, переодевание в белые одежды в начале концерта, домашняя поза, сидючи на сцене во время исполнения "The Aviator", "спасибо" на русском языке почти без акцента. К середине концерта Ян изрядно развеселился, чувствовал себя раскрепощено. Его свободное состояние передавалось залу. Вокалист сорвал бурю аплодисментов после исполнения классических рок-н-роллов и "Now and never". Как и везде, народ вытирал слезы, услышав первые строки "Child In Time" и "When A Blindman Cries". Ян определенно доминировал на сцене. Это отметили многие. Через несколько дней после концерта мне довелось услышать любопытное мнение о нынешнем "Deep Purple": группа сегодня - это не что иное, как "Ian Gillan Band", а точнее просто "клевая" команда, сопровождающая всемирно известного вокалиста. Я-то, конечно, с этим не соглашусь, но точка зрения мне интересна.

3. МОРС.

      Стива лично я уже давно принял в "темнолиловую" семейку. Хотя, конечно, поначалу относился к нему очень насторожено и предвзято. Теперь он "свой" безоговорочно, несмотря на нелюбимую мной американскую манеру исполнения. Каким бы этот человек не был оригинальным и самобытным, "штатовская" отшлифованность чувствуется везде. Но... Морс на самарском концерте выглядел отменно. Он тоже переоделся в начале концерта, тоже со временем разошелся, положил всех на лопатки исполнением роковой классики (имею ввиду не "Deep Purple"), тоже бросал в зал медиаторы и т.д. и т.п. Не могу отметить следующее. По-моему, "Smoke on the water" варианта а-ля Морс значительно проигрывает "блэкморовскому". Во всеобщем гвалте никто не слышит первых аккордов риффа. Да и вообще, как-то не так цепляет. Блэкмор все-таки более умело подводил публику к этой песне. А то, что она была долгие годы кульминацией выступлений, я считаю, не имеет решающего значения. Аналогичные ощущения у меня и насчет "When A Blindman Cries". Нет, я пустил слезу, ибо обожаю эту песню, но где та душевность и "собачья" тоска, когда плакала гитара Ричи?! Песня потеряла свой колорит абсолютно. Это мое глубокое убеждение. Конечно, она звучит иначе и кому-то, наоборот, более приходится по душе. Однако...
      А вот от чего я больше всего в восторге, так это "Highway Star". Такая энергия, такая работа Морса!!! Ричи, наверное, и не снилось. В его времена она не звучала так современно, не теряя своей оригинальности.
      P.S. После концерта один из известных самарских гитаристов "сравнял" беднягу Стива с землей. Он прошелся и по его манере, и по тому, что он часто делал ошибки, причем такие, которые делать просто нельзя. Правда, потом тут же заметил: дескать, сужу очень профессионально, а в целом концерт - кайф!

4. ЭЙРИ.

      Самое приятное: случилось то, чего я не ожидал. Криков из зала типа "Лорда давай" не было. Самарская публика вполне восторженно приняла Эйри. Безусловно, он не выделялся так, как Лорд, но это и понятно. У него все еще впереди.

      ...Эйри взбудоражил зал исполнением "Что стоишь, качаясь..." и "Калинкой-малинкой", хотя, честно говоря, "Самара-городок" сорвала бы аплодисментов не меньше. Рахманиновский же концерт по традиции никто не узнал.

5. РИТМ-СЕКЦИЯ.

      Я целенаправленно не стал писать отдельно о Пэйсе и Гловере. Принято, что басисты и барабанщики находятся в тени по сравнению с другими музыкантами. Но на самарском концерте скандирование имен Гловера и Пэйса было самым частым. Пиком этого стали их сольные номера. А уж когда Пэйс подпер свою физиономию рукой и продолжал играть, овациям не было предела. Он самый первый из всех музыкантов распростился со своим рабочим инвентарем, то есть палочками. В этой связи очень весело было наблюдать за Гловером. Он начал кидать в зал медиаторы и в какой-то момент изо всех сил пытался закинуть их подальше в сектора. Чем попытка была безуспешнее, тем он больше прикладывал усилий.
      ...Когда отгремел "Speed King", музыканты ушли со сцены. Это был самый "жуткий" момент всей феерии. Атмосфера в зале накалилась до предела. Публика визжала и истошно вопила. Назвать происходящее требованием выхода на "бис" не поворачивается язык. А описать эмоциональное состояние зала, просто невозможно. Это была какая-то всеобщая истерия. Казалось, еще немного и все взорвется, прорвется или как там? Слава Богу, музыканты не заставили себя долго ждать. Они вышли, отираясь полотенцами (первый опять Пэйс), и начался сногсшибающий "бис"...

CODA

      После концерта часть наиболее самоотверженных фанатов направилась к служебному входу. Милиция яростно сдерживала натиск толпы, когда музыканты появились. Одному из моих приятелей удалось обратить на себя внимание Пэйса. И когда стражи порядка готовились применить более радикальные меры, Ян лично пресек их намерения. Короче, вся группа расписалась на плакате моего приятеля, а Пэйс еще и дружески похлопал его по плечу, добавив, что все "good" и "o key". Через несколько минут к великому приобщился и я. В тот момент, когда кортеж "Deep Purple" в сопровождении байкеров выезжал на широкую дорогу, я стоял в кругу знакомых на уже пустынной улице и потягивал пиво. За всеобщей оживленной дискуссией я заметил ИХ первым, помахал рукой и получил отмашку от сидящего у окна автомобиля все того же Яна Пэйса. С тех пор я не умываю лицо по утрам, чтобы сохранить "отпечаток" барабанщика в своих собственных глазах.
      ...А потом - все как у всех. Ретроспективные прослушивания "Deep Purple", записей с Эйри, бесконечные телефонные звонки, обсуждения, огонь в глазах, первые фото с концерта и пресс-конференции. Затем - первые отклики в прессе, новые ляпы (со страниц одной из местных газет меня усиленно уверяли, что "Deep Purple" исполняли песни из "Abandon") и постепенное отрезвление ошеломленной публики. Дело в том, что первые дня два после концерта мало кто мог вразумительно рассказать о своих впечатлениях. Желающие получить адекватную реакцию видели лишь, как собеседники разводили руками и, захлебываясь от эмоций, произносили что-то типа "ну это...", "вообще!" или "что-то!". Эмоции убавлялись прямо пропорционально времени прошедшему после концерта. Народ отходил долго. Любопытно и другое. Многие очень ревностно относились к творчеству музыкантов. Слова "мой Deep Purple" я слышал часто, да и сам ощущаю за собой собственнические замашки. Потому что именно мой Deep Purple заставил меня выучить английский и овладеть гитарой. И это далеко не единственное, чему он меня научил. И не только меня. Потому что ведь у каждого есть свой собственный Deep Purple.
      И последнее. После увиденного и услышанного я замечаю за собой, что просто паталогически не могу слушать русскоязычную современную музыку. И как оказывается, теперь в этом я далеко не одинок. Что это - психоз или клиника???
Home   WWW . DEEP-PURPLE . RU