Live



DEEP PURPLE
17.10.04, Самара, Россия.
СК МТЛ "Арена"
Сергей Волков, buraga@mail.ru



      Удивительно, но большой шумихи по поводу концерта ДП в Самаре не было. Когда они приезжали в первый раз, по-моему, каждая газета, радиостанция и телекомпания разыгрывала билеты и все такое прочее. В этот раз - тишина. Реклама шла только по МУЗ-ТВ и местному телевизионному каналу. Меня это даже немного волновало, думал, что провалят таким поведением весь проект. Появление афиш, можно сказать, вообще добило, так как фото было с Лордом эдак десятилетней давности, да и Гиллан еще не стриженый, а Пэйс - не полысевший. Эти афишы озадачили многих. Так, я поймал машину, у водителя играл ДП, естественно, мы разговорились, и он поведал мне о том, что Лорд тоже будет в Самаре. Я всячески пытался его разубедить, но тщетно. Таких примеров - масса. Нам удалось выяснить, отчего произошла эта, мягко говоря, нестыковка, тем более в других городах все вроде бы было нормально. Как объяснили организаторы, афишы пришли к ним из Москвы. Они, не задумываясь, обклеили ими город и сразу после этого получили новые "человеческие" афишы. Но было, понятное дело, поздно. Про наших организаторов, вообще, отдельный разговор, ибо концерт ДП в этот раз кто только не устраивал. В том смысле, что изначально музыкантов должно было привезти концертное агентство "Русская филармония", которое уже выступало в роли организаторов в 2002 году. Там что-то не заклеилось и за проект предложили взяться моим хорошим знакомым (я, естественно, потирал руки от удовольствия). Но те были в шоке от заоблачных гонораров и дали отбой. Вот тут-то и появился спортивный комплекс МТЛ-Арена, заявивший о своих амбициях усилить конкуренцию среди разного рода концертных агентств. МТЛ появился у нас в городе совершенно недавно. Это современное сооружение, как сейчас говорят, соответствующее мировым нормам и стандартам. Но беда в том, что построено оно как база для женского баскетбольного клуба ВБМ-СГАУ. И этим, в принципе, все сказано. Теперь местом проведения практически всех концертов стала именно МТЛ, но вот звук оставлял желать гораздо лучшего. Первый раз я столкнулся с этим еще на концерте М3, когда не мог узнать и расслышать до боли знакомые песни. Поэтому мои опасения насчет звука на ДП вполне объяснимы. Забегая несколько вперед, отмечу: слушать, однако, было можно.
      За три дня до концерта мне удалось пообщаться с некоторыми из организаторов концерта. Короче, суета сует. Пока ДП колесил по Сибири и Дальнему Востоку, изменения в райдер вносились четыре раза. Создавалось впечатление, что русское гостеприимство боком выходит Самаре, в том смысле, что отведав чего-нибудь вкусного, музыканты хотели попробовать это еще раз. Так, накануне концерта в райдере появилось чилийское вино (Эй, где и кто наливал им эту жидкость?!). Но все это цветочки, ибо самая прикольная история вышла с яйцами. В МТЛ позвонили и в конец замученной организаторше сказали буквально следующее: "В гримерке № 1 должны быть яйца, сваренные в крутую". Затем начался период длительных размышлений, а сколько же именно этих яиц надо? Пришлось вновь звонить. Ответ убил несчастную наповал. "Конечно же, два", - как ни в чем ни бывало заявили ей. В этот же день выяснилось, что ДП у нас пробудет до вторника, то есть две ночи. В понедельник покатать на пароходе их вызвался директор одной из гостиниц, их страстный поклонник. Однако, организаторы не горели таким желанием, ибо холод на улице был еще тот. Кроме того, напряги выходили и с их питанием. Музыканты должны были остановиться в отеле "Ренессанс" сети Марриот (до МТЛ два шага), но в те дни там должна была проходить какая-то международная конференция, что создавало существенные накладки. При мне решалось, куда же ДП повезти - в "Макдоналдс" или "Ростикс". Я, признаться, был в шоке от этого. К огромному сожалению, наше встречное предложение устроить им праздник в грузинском кабаке или стильном салун-баре в последний момент было отвергнуто. "Ну и пусть жуют гамбургеры", - примерно так думалось нам. Конечно же, было несколько обидно.
      За день до концерта я заглянул в музыкальный магазин. Так вот, лидером продаж в субботу был "Bananas". По словам продавца, хватали его просто дурью, что, вообще-то, вполне понятно.
      И вот наступает 17-е. У нас есть аккредитации, брифинг назначен на час дня. Но планы неожиданно меняются. "ДП еще не прилетели, с прессой будут общаться в 15.00", - сказали нам и, утомленные ожиданием, мы начинаем пить коньяк. Время еще есть, как вдруг, в 13.55 я получаю звонок о том, что все в очередной раз изменилось и брифинг перенесен на 14.15!!!! Мы в шоке, так как возможность опоздать более, чем реальна. Но, видимо, судьба в этот день к нам благоволила. Мы тут же поймали машину, водитель отнесся с пониманием и домчал до Ренессанса, где и проходила пресс-конференция, буквально в два счета. Конечно, мы достойно отблагодарили местного Шумахера. Первое, что я вижу около отеля, это "SAAB" одного из поклонников. Он ездил встречать ДП в аэропорт. Так вот, авто это весьма и весьма примечательно: на заднем крыле аэрография "Fireball" (cмотрится великолепно!), а на багажнике автографы музыкантов, полученные в аэропорту. В дальнейшем автографы будут покрыты лаком, а машина, конечно же, никогда не будет продаваться. Так, видите ли, нужно для истории. Но продолжаю, ибо наступает самое интересное, момент истины, так сказать. Мне с моим приятелем повезло по полной программе. Пресса уже сидела в зале, ожидая появления музыкантов, а потому в холле практически никого не было. Кроме нас, которые в мыле забежали внутрь, и Дона Эйри, который, абсолютно обессиленный, плюхнулся на кресло. Как вы понимаете, шанс упускать было нельзя. Должны же мы были хотя бы сказать ему "Welcome". Короче, Дон без всяких проблем подписал другу винил Радуги 79-й и 81-й, Саббат 78-й и, естественно, Бананы. Я подписал только Бананы. Мы начали фотографироваться, как я увидел совершенно спокойно разгуливающих Гловера и Морса. Пока мы общались с Роджером, Морс вышел подышать на улицу. Гловер расписывался своим маркером. Другу - на виниле Радуги 79-83 и ДП (естественно, только с его участием), мне на Made in Japan, Бананах и Бале бабочек. Batterfly Ball я попросил подписать для сына. Он так и сделал, пожелал ему удачи и все в таком же духе.
      Снова - фото, и мы уже оккупируем Морса. Стив - сама доброжелательность, постоянно шутит. Я не являюсь его большим поклонником, но под обаяние гитариста не попасть невозможно. Только мы заканчиваем с Морсом, как видим Гиллана. (Материализация музыкантов проходила поочередно, сейчас это даже смешно вспоминать). В этот момент начинаются проблемы. Музыкантов ждет пресса и один из охранников решает начать работать. Приятель успел подписать все, что можно, включая Саббат (студийный и живой из Доннингтона), сольники и "Рок в помощь Армении" (за последний диск друг говорит "Спасибо", так как сам наполовину является армянином). Когда я даю на подпись диски ДП, Jesus Christ Seperstar и Cherkazoo, охранник начинает нервничать и говорит мне, чтобы я ушел отсюда (говорит вежливо, на "Вы", но очень настойчиво). Положение спасает Ян. "My problem", - заверяет он, и конфликт исчерпан. (На Cherkazoo Гиллан, кроме своей подписи, начеркал "cheew" или "cheem". Что это означает, не понимаю. Кто-нибудь может разрешить эту загадку и дать возможность моему ребенку спать спокойно?!). К слову, после брифинга, где автографы не раздавались, многие, видя нас с кучей подписанных дисков, искренне завидуют. Мы и сами в себя прийти не можем, так как окажись мы в отеле на минуту раньше или позже, ничего бы не было. Одним словом, просто поперло. Тем более до этого удалось пообщаться с Хенсли, а с М3 мы, вообще, на протяжении трех часов пили водку, разговаривали о музыке (в том числе, конечно же, и о ДП), а наши жены приглашали музыкантов на медленные танцы. Но это так, лирическое отступление.
      Пока не запамятовал, доложу вам, что физическое состояние горячо любимых музыкантов оставляло желать лучшего. Организаторы сказали, что они пьянствовали практически всю ночь и жестокое похмелье не заставило себя ждать (Эй, Новосибирск, что вы с ними там сделали?!). Как вы уже поняли, мы не общались с Пэйсом. Так вот он не появился даже на брифинге. Сказали, лег спать. Эйри явно уже принял на грудь, черных очков не снимал, с лица не сходила глупая улыбка. Таким же он был на брифинге, смотрел исключительно в мою сторону. Мне даже несколько не по себе стало, думал, подмигнуть ему, что ли? Но вдруг не так поймет? Морс был ничего, но лицо помято. Гловер выглядит великолепно, подтянут и опрятен. Ужаснее всего смотрелся Гиллан: на мой взгляд, не потолстевший, а похудевший, лицо какого-то землистого цвета, осунувшийся, под глазами - мешки, еще более седины и, вообще, на лице - печать страдания. Было видно, что ему очень и очень плохо. "Лучше бы я умер вчера", - эти слова в тот момент наверняка приходили ему в голову. Его было искренне жаль, и мы серьезно обеспокоились, как же ДП в таком состоянии отыграют концерт? Честно говоря, были и другие мысли. Как-то вдруг вспомнились претензии Блэкмора к Гиллану периода начала 90-х. Наверное, и правда, нет дыма без огня. И, в принципе, позиция Ричи может показаться вполне обоснованной и оправданной.
      Но далее. Пресс-конференция оказалась провальной. Очень обидно, конечно, за город, но все были измучены ожиданием, кто-то не успел подъехать, вопросы задавали вяло. Я сам, с языком на плече и трясущимися от волнения руками, выдавил из себя только один вопрос. Но по порядку. Музыканты сперва на камеру поприветствовали Нижний Новогород, а затем начали удовлетворять любопытство местных журналистов. Что более-менее интересно, что запомнилось? Музыканты сказали, что категорически не желают устраивать концерт, где смогли бы выступить все бывшие участники ДП, сказали, что поддерживают отношения с Лордом (Гиллан сделал Джону комплимент: дескать, его новый альбом изумителен, а Зубицкий анонсировал концерт Лорда в Москве, но в следующем году?!). Гиллан говорил о Саббат, сказал, что дружит с Айомми, что Билл Уард вновь в больнице и, вообще, время, проведенное в группе, незабываемо. Говорили и о Бале Бабочек. Гловер сожалел, что проект не получилось полностью реализовать, но время такое было. Ситуация, понимаешь! Он обмолвился, что сейчас есть такие мысли (если это я правильно понял и правильно перевели) довести дело до логического завершения. Но на вопрос, а не возникает ли у него желания написать еще что-либо подобное, ответил однозначно: нет. Вот, в принципе, и все о брифинге.
      На концерт народ начал подтягиваться за полтора часа до начала. Уже бойко шла торговля атрибутикой, майками и пр. Кстати, банданы у нас стоили не 200, а 250 рублей. Кошмар, конечно. Из-под полы шли бутлеги с российского тура-2002, если не ошибаюсь, по 800 рублей за штуку, палочки Пэйса (800р) и медиаторы Морса и Гловера на цепочке. (Такое удовольствие обходилось в 750 рублей). Публика была замечательной. Тут и дедки, и дети, и молодые неформалы, и люди среднего возраста. Никакого хамства, мордобития и пр. Сплошная благосклонность и миролюбие. Короче, кайф. Почти все выпившие, но в меру. Во всяком случае, я не видел, чтобы кого-то из стороны в сторону шатало. Зал - битком. К сцене никого не пускают, поэтому мы встаем по бокам. Уже хорошо, что разрешали стоять. Мы с флагом Machine Head. Это было правильное решение, потому что музыканты потом на него частенько обращали внимание. Конечно же, очень хотелось бы надеяться, что нас узнали и в лицо. Как бы то ни было, но Морс и в особенности Гловер потом все время кивали нам и подбадривали. Концерт начался с опозданием на минут 40. Скажу сразу, что опасения насчет качества концерта из-за их состояния не оправдались. Работоспособности ДП надо ставить памятник. Лично для меня это был главный урок. Иной раз и сам по утрам знакомлюсь со своим собственным отражением. Что бы они не делали вчера, это никоим образом не отразилось на публике. Можно только завидовать. Безграничное уважение, мы снимаем шляпы. В принципе, все кто знал о самочувствии ДП, были единогласны в своих суждениях. Мастерство, как говорится, не пропьешь.
      Сет-лист идентичен предыдущим концертам. Только на "бисе" не было Black night, но зато дали возможность насладиться Speed King'ом и Hush. Песни с нового альбома принимались замечательно, но вот сами Бананы, на мой взгляд, прозвучали не убедительно. То ли в тот момент со звуком что-то случилось или по другим причинам, но перекличка Дона и Стива практически не была слышна. Что еще? Осточертела Дама из Токио. Дым над водой, как и полагается, вверг публику в экстаз. Как-то это бессмертное творение стало лучше у них получаться. Может, потому, что нет никаких "гитарных парадов", а сразу ударяют по мозгам жестким рифом? Наконец-то, Эйри сыграл Самару-городок. О реакции, я полагаю, говорить не приходится. Сначала просто мелодию по одной клавише, а потом начал сыпать аккордами. Дон, вообще, разошелся. Когда он исполнял Моцарта, народ кричал ему, что Моцарт "live". На протяжении всего концерта Морс и Гловер бросались медиаторами. Я чуть было не поймал один, но некая хиппанша с накладными ногтями (по всей видимости, она была под большим кайфом), которая явно все еще пребывает где-то в районе Вудстока, бросилась на пол, закрыв своим бюстом (в буквальном смысле слова) бесценную реликвию. Все это время охрана так и не пускала никого к сцене. Только когда музыканты вышли на "бис", Гиллан что-то сказал одному из секьюрити, и вот мы уже опираемся руками на сцену. Идет умопомрачительный Король скорости, где определенно не доминирующий в этот вечер Пэйс делает, наконец, небольшое соло. Гловер, наоборот, на басу солировал довольно долго. А Гиллан выдал потрясающее соло на губной гармошке. Последняя песня Hush, вообще, добила публику. В том смысле, что вновь солировали Пэйс и Гловер, из-за чего продолжительность песни существенно увеличилась. К слову, о Гловере. На мой взгляд, он выглядел на концерте лучше всего, носился по сцене как ребенок, во время последней песни эффектно уткнулся гитарным грифом в пол. А заметив пацана лет семи на плечах у отца, стал протягивать ему медиатор, деликатно отводя чужие жаждущие руки в стороны.
      Вообще, он умудрялся бросать медиаторы в течение самих песен, во время малейшей паузы, то есть, грубо говоря, ударил по струне - и медиатор народу, еще раз ударил - и вот вам еще медиатор. Конечно же, музыканты хлопали по рукам поклонников, конечно же, они раздавали автографы. Все было супер!
      Последний аккорд действа не означал для меня конец праздника. Моя жена, которая также стояла у сцены, торжественно презентовала мне медиаторы Гловера и Морса. Оказывается, медиатор Стива она поймала, а Роджер вручил его лично ей, точно также, как и в случае с ребенком. Таким образом, день, прошедший под знаком ДП, означал для меня массу автографов, фотографии с кумирами, медиаторы музыкантов и массу незабываемых впечатлений.
      И последнее. На следующий день поездки на пароходе не получилось. Как говорят (все точно выяснится чуть позднее), музыкантов повезли в другую гостиницу, но не жить, а обедать и все этому соответствующее (джем, говорят, место имел). К слову, в 2002 году музыканты отрывались после концерта в кемпинге в Жигулевских горах. Очевидно, Гиллану та вечеринка очень запомнилась. Дело в том, что после первого визита в Самару ДП нас посетили и Scorpions. Так вот Клаус поведал следующее: во время совместных гастролей с ДП Гиллан говорил ему о неком кемпинге в Самаре и о том, как он в течение часа общался с чучелом головы то ли кабана, то ли лисицы (это хозяйство висит на стене в кемпинге). Суть разговора, к сожалению, осталась неизвестной, но Клаус на вопрос о том, как он проведет вечер, ответил, что попытается повторить "подвиг" Яна…
      …Вечером 18-го я испытал судьбу еще раз. В Ренессансе есть химчистка, куда моя теща имеет обыкновение сдавать одежду. В понедельник вечером она, нагруженная моими дисками, туда и отправилась. Задание зятя было следующее: получить новые автографы. Зная характер своей тещи, я был уверен, что если будет возможность, мечта идиота исполнится. Увы, ДП на тот момент не вернулись из гостей. Я, естественно, не расстроился. Как говорится, хорошего понемногу, и, вообще, надо меру знать.
      Вот, в принципе, и все. Наверное, много слов, что-то коряво и нескладно, но при написании данного отчета переживал концерт еще раз. Еще раз была возможность насладиться недавним действом. Эгоизм, однако. Но что поделаешь…

Home   WWW . DEEP-PURPLE . RU