HTP in Moscow





ГЕРОИ РОКА В МОСКВЕ:
Slade, Nazareth,
Hughes-Turner Project


23.02.04, Москва, Россия.
Дворец Спорта "Лужники"
3500 зрителей



Ticket       Московский фестиваль "Герои Рока", проведенный компанией Roxx Music 23 февраля 2004 года, дал нам редкую возможность увидеть многих легендарных музыкантов в течение одного вечера. Slade, Nazareth и относительно новый Hughes-Turner Project - знатный бальзам на душу настоящего меломана. Организация события такого масштаба, насколько мне известно, была первой в деятельности Roxx Music, и сегодня можно с уверенностью сказать, что c организационной стороны все было проведено достойно.
      Впрочем, выступление HTP было не единственным выступлением в России. После московского фестиваля, музыканты дали еще два концерта - в Уфе и Челябинске.

Накануне

Promo       HTP прибыли в Москву днем раньше. В аэропорту их встретила многочисленная группа фэнов и журналистов, атаковавшая Тернера и едва не упустившая из виду Хьюза.
      Вечером была проведена пресс-конференция. К сожалению, мне не удалось попасть в этот день в столицу, поэтому о самом мероприятии могу судить по рассказам очевидцев из российского фэн-клуба Deep Purple. В общем и целом, конференция прошла на обычном фоне безграмотных вопросов журналистов, некачественного перевода и прочих малоинтересных вещей.
      Особо пикантный момент случился, когда парни из фэн-клуба спросили том, будут ли HTP исполнять ту самую, которая "всех времен и народов". Отцы задумались. Чуть позже, при очередном сеансе молчания журналистов, вопрос был вновь повторен в том стиле, что вроде как совсем негоже, без "дыма-то над водой"... Думаю, что прозвучи название "Smoke On The Water" в третий раз, HTP спели бы ее прямо на пресс-конференции. Но Гленн и Джо заверили, что эту тему они досконально проработают.

Promo       Самый интересное, насколько я могу судить, состоялось позже. Уже в менее формальной обстановке, Хьюз и Тернер проявили себя с самой лучшей стороны, с удовольствием общаясь с фэнами. При полном отсутствии каких-либо "звездных" замашек. Выяснилось, что музыканты (и особенно Джо) обладают незаурядным чувством юмора и очень открыты для общения. Владимир Дрибущак подарил музыкантам по книжке, что вызвало их неподдельный интерес, перешедший в рассматривание фотографий и взрывы хохота, когда они находили там какие-то юморные моменты.
      Не могу не отметить того обстоятельства, что дядя Володя проник на эту встречу по аккредитации вашего покорного слуги. Надеюсь, он понимает, что теперь серьезно должен :-)

День настал

      Slade и Nazareth приехали в Москву из Питера, сразу отправившись в Лужники для установки аппаратуры и саундчеков. Как обычно, беда пришла, откуда не ждали.
      Зрители помнят, что задержку на 30 минут первого выступления официально объяснили "проблемой с органом у наших американских гостей из HTP" (американцев, кроме Тернера, не было даже среди техников, ну да ладно). Причина же была в том, что синтезатор, предоставленный группе, их клавишник видел впервые в жизни. Не знаю, из-за чего вышла такая накладка, но бойцам из Roxx Music пришлось срочно искать замену. Она и была найдена в виде антикварного, но полнофункционального "Хаммонда". Мне сказали, что стоимость этого дивайса зашкаливает далеко за 40 тысяч баксов. Искренне верю в это цифру.
      Насколько я могу судить, остальные этапы подготовки прошли вроде бы без осложнений.

Cum On Feel The Noize

Slade in Moscow       Закончив бесконечный саундчек, в 16:30 на сцену вышли Slade. Разбираясь со своим фотоаппаратом, я оказался в аккурат под левой портальной колонкой. Выскочившие на сцену Slade так лихо грянули свой знаменитый гимн "Cum On Feel The Noize", что этот портал едва не стал для меня могильным камнем - такое "feel" такого "noize" барабанные перепонки выдержали чудом. Отбежав к середине площадки между сценой и танцполом, где нам можно было снимать первые три песни каждого выступления, удалось-таки собраться с силами и попытаться запечатлеть исторические моменты.
      Само выступление оставило противоречивое впечатление. Музыканты в течении часа выдали на-гора все свои классические хиты - от "Coz I Luv U" до "Mama Weer All Crazy Now". Я никогда не слышал нынешний Slade прежде, невольно ожидая какого-то сходства с классикой. Увы, зрелище оказалось удручающим. Точнее, было, казалось бы все - забойный дух рок-н-ролла, глэм, шоу Дэйва Хилла, веселье и драйв, но… Чудовищный, сорванный голос вокалиста методично убивал все, что только было сыграно, куплет за куплетом, номер за номером. Более чем наглядное подтверждение старой истины о том, что вокал - главный инструмент на сцене, котрый может вознести до небес группу с посредственными музыкантами, либо не оставить камня на камне от музыки виртуозов. Какая уж там "схожесть" с Нодди Холдером… Никогда я не испытывал такого ощущения откровенного надувательства.
      К слову, из кругов, близким к информированным, удалось узнать, что воротилы российского шоу-бизнеса в самом ближайшем будущем вряд ли будут рассматривать группу Slade как потенциальных гастролеров. Причина - критическое снижение художественного уровня некогда прославленного коллектива. Не могу поручиться за достоверность, но, в данном случае, их, воротил, вполне могу понять. Выступление Slade по всем параметрам было худшим из полутора десятка концертов, которые мне довелось посетить.
      Но вернемся к фестивалю, точнее, рассмотрим положительные моменты первого выступления. Slade по-прежнему верны своему духу рок-н-рольной бесшабашности - экстравагантные одежды, переодевания и веселуха на сцене. Дэйв Хилл явил собой самый настоящий ураган энергии, демонстрируя какое-то гротескное предстваление. В пестром костюме, шляпе и немыслимых ботинках, зажигал он, что называется, по-взрослому. И хотя я потом слышал мнение, что его "шоу" временами переходило в заурядное кривляние, все же не могу с этим согласиться - люди старательно отрабатывали свой имидж. В любом случае, вот чего у Дэйва не отнять - так это способности к чудесам акробатики. Для него и молодого бас-гитариста специально для этой цели между мониторами были поставлены ящики-тумбы, на которые музыканты забирались, выделывая всякие пассажи. Причем дважды Хилл умудрялся опрокинуть свой ящик со сцены вниз. Роуди моментально подтаскивали новую тумбу - этот рабочий момент у них оказался отработанным до автоматизма. Стоит отметить и невероятную гитару, которую Дэйв взял в руки на вторую половину концерта - удивительный наварот странной формы с массой светящихся огоньков. Музыка - бесхитростный рок-н-ролл, без особых изысков, на уровне все тех же школьников из 70-х. Возможно, мое отрицательное впечатление было иным, если бы не…

Пятая колонна

      Немалую роль в отрицательном имидже героев рока Slade сыграли "герои звука". На фестивале работали две команды техников. Первая приехала из Питера, где накануне озвучивала Slade и Nazareth. Вторая, прибывшая вместе с HTP, потом все сделала по-своему (о них речь еще впереди).
      Честно говоря, я меньше всего хочу пускаться в теоретические рассуждения о том, что могло повлиять на звуковую картину. Были ли это пустые пластиковые кресла, наплевательское отношение инженеров, общая акустика Лужников или что-то еще. Не знаю. Но вот о чем могу сказать достоверно - концерт мог быть проведен на другом, более качественном "аппарате". Нарекания в адрес Roxx Music в данном случае бессмысленны, ибо администрация Лужников этот более другой "аппарат" к себе просто не пустила. Выбора у организаторов не было - только арендовать за хорошие деньги то, что было в "Луже". Качеством же лужниковская аппаратура, как оказалось, не блещет.
      Итог можно назвать неутешительным - половина всего фестиваля была сильно испорчена. Во время выступления Slade звук шел с дикими искажениями, задранными средними частотами, явной перегрузкой основной акустики. После получаса нам пришлось постепенно отступать все дальше и дальше по партеру, ибо громкость вызывала уже болевые ощущения. Как мне потом рассказывали, некоторые зрители, не особо заинтересованные в визуальном контакте, провели все выступление в буфете. Говорят, там Slade было слышно прекрасно. Верю как самому себе.
      Сама группа после выступления выразила крайнее недовольство звуком, очень быстро покинув Дворец спорта.

Шотландский сюрприз

Nazareth in Moscow       После очередного часа саундчеков на сцену вышли легендарные Nazareth. С первых аккордов стало очевидно, что безобразие со звуком прекратилось. Группа звучала так чисто, звук был так прозрачен, что после всех предыдущих издевательств захотелось благодарно разрыдаться на плече у главного звукорежиссера. Каждый инструмент звучал очень четко, голос Дэна МакКаферти - превосходно.
      Выступление получилось великолепным, даже, я бы сказал, неожиданным. Со времен прошлогоднего российского тура, Nazareth значительно переработали сет-лист. В него вошло столько новаций, что только с помощью спецов с нашего форума (Thanks to Eric) удалось восстановить некоторые названия.
      Открывала выступление "Changin' Times", затем - раритет живых выступлений, песня "Not Faking It". В "Miss Misery" вернулась исчезнувшая было год назад вставка из "Please Don't Judas Me". Не забыта и классика - "Razamanaz", "Hair Of The Dog", "Shine On" и "Love Leads To Madness", а так же крайне редко исполнявшиеся ранее "Kentucky Fried Blues" и "This Month's Messiah". На бис вместо ожидавшегося "Кокаина" были исполнены неожиданная "Night Woman", а так же любимые нашей публикой "We Are Animals" и "Love Hurts".
      Nazareth играл великолепно. Дэн прекрасно пел, одаривая зрителей отеческой улыбкой, "дедушка" Пит Эгню, как обычно, светился добродушием, всем своим видом показывая, что ему жутко нравится теплый прием российской публики. Я не совсем понимаю нареканий в адрес гитариста Джима Маррисона. Он старается играть, замечательно передавая "фирменный" саунд, не стремясь излишне выпятиться и брать инициативу, будто бы постоянно помня, чье место занимает. Возможно, с учетом исполнения в основном старого материала, такая манера и есть лучший вариант, чем собственное "умничание" с классикой (по крайней мере, для этой группы). Ли Эгню, заметно увеличившийся в поперечных размерах, так же не подкачал, играя четко и грамотно.
      Забавный момент случился с волынкой, на которой Дэн попытался исполнить соло в "Собачьей шерсти". Волынка не заработала даже с помощью подбежавшего техника. В итоге маленькую аварию шотландцы обратили в хохму - Дэн с крайне опечаленным видом сел на монитор, закрыв голову руками. Одновременно подошедшие Пит и Джим, погладив его по голове, вернули "мальчику" хорошее настроение. Можно по-разному относиться к сегодняшнему Nazareth, но я уверен - группа достойна звания "Героев рока" просто по жизни.

Размышления в паузе

      После блестящего выступления Nazareth у меня закралось сомнение - не окажутся ли шотландцы настоящими хэдлайнерами. Начался очередной бесконечный саундчек, в ходе которого несколько форумчан с нашего сайта нашла-таки друг друга и сделала снимок самих себя на память (см.ниже).
      На предварительном саундчеке Хьюз был не очень доволен акустикой зала, жалуясь на то, что не слышит на сцене сам себя. Забегая немного вперед, могу сказать, что во время первой половины концерта он делал знаки инженерам, показывая пальцем вверх - видимо, какая-то проблема осталась.
      Прежде, чем перейти к описанию самого концерта, рассмотрим подробнее состав группы HTP, высадившийся в Москве. На всякий случай замечу, что первый - это JJ Marsh, последний - Joe Lynn Turner.

NAME:  KURT JOAKIM ELLNER MARSH  (guitar)
BIRTHDATE:  16 FEBRUARY 1966
NATIONALITY:  SWEDISH 

NAME:  KJELL HAAKAN ALEXIS HARALDSSON  (keyboards)
BIRTHDATE:  13 JANUARY 1971 
NATIONALITY:  SWEDISH

NAME:  PER THOMAS BROMAN  (drums)
BIRTHDATE:  18 MARCH 1965
NATIONALITY:  SWEDISH 

NAME:  GLENN WILLIAM HUGHES
BIRTHDATE:  21 AUGUST, 1951
NATIONALITY:  BRITISH 

NAME:  JOSEPH ARTHUR LINQUITO
BIRTHDATE:  2 AUGUST, 1951
NATIONALITY:  AMERICAN 

Было круто

HTP in Moscow       Итак, концерт начался. Погрузневший, но все же молодо выглядевший для своих лет Тернер, одним своим появлением вызвал бурю эмоций у девушек в первых рядах. Ровесник Джо, Гленн Хьюз казался еще моложе, лет эдак на 35: стильный "мушкетерский" костюм, черные очки, шляпа с мохнатыми полями - имидж на миллион долларов.
      Тернер, как истинный фронтмэн, с удовольствием позировал фотографам, и я, слыша его голос из-за сценических мониторов, был удивлен замечательными голосовыми кондициями - чистым и слегка бархатным звучанием. Ну а голос Гленна - тема отдельного исследования. Не знаю, есть ли еще настолько одаренные природой вокалисты, голосовые кондиции которых, подобно хорошему коньяку, только улучшаются с возрастом. Но главное - как. Как они, черти, играли! Казалось, группа давала последний концерт в своей жизни - столько души и энергии было вложено в каждый бит…
      Уже с первой вещи ("Hold On") можно было понять, кто на этом фестивале главный хэдлайнер. Мощный, напористый трек прозвучал на порядок сильнее, чем в студийном варианте.
      Эстафета была подхвачена солидной "You Can't Stop Rock'n'Roll", перешедшей в ураганный "Death Alley Driver". Вообще надо сказать, что разделение в пении старого репертуара было четким. Джо практически не принимал участия в песнях, исполняемых Гленном, порою просто уходя со сцены, в то время как Хьюз подпевал Тернеру постоянно. Учитывая особенности их голосов, в этом был определенный смысл.
      Не дожидаясь окончания "Драйвера" мы переместились в партер и первое, что я заметил - звучание голоса Джо изменилось: звук порталов его заметно искажал, добавляя легкого хрипа. С учетом того, что такая разница была определена в течении одной песни, готов поклясться на "Звезде Автострады"- подавляющее большинство зрителей НЕ слышало, как на самом деле звучал голос Тернера.
      Вновь ощутив преимущество концертного исполнения перед студийным в "Losing My Head", свершилось событие, которое должно было свершиться. Гленн явил нам настоящий шедевр в виде классического "Mistreated".
      Вокал. Вокал от бога. Легко взмывающий до немыслимых высот, чистый и прозрачный - трудно описать, не побоюсь этого слова, "ABSOLUTELY F*****' AMAZING" впечатление от такого исполнения. "Mistreated" получился монументальным номером, лучшим, на мой взгляд, на всем концерте. Омрачило одно - и у Гленна в этот момент начались проблемы с микрофоном - пару раз появлялась свистяще-шипящая помеха на самых высоких нотах.
      Особо нужно сказать о "You Keep On Moving", выдающемся во всех отношениях "живом" номере, ставшем классикой концертов Гленна. Пение этой песни всем залом, парящий, словно подпевающий нам вокал Хьюза... Не скрою, у меня к этому треку очень трепетное, ностальгическое отношение. Заключитальная песня альбома, завершившего целую музыкальную эпоху. Удивительный символ - последнее, полное трагизма соло классического "Хаммонда" о закате великой группы, и - отчаянный манифест, призывающий двигаться вперед, несмотря ни на что... Да простят мне читатели некоторую высокопарность, но - мой низкий поклон Гленну за то, что он самым удивительным образом возвращает нас в середину семидесятых, давая нам почувствовать те грустные, но незабываемые страницы истории легендарной группы Deep Purple. Ни один бутлег не в состоянии перенести нас в прошлое так, как это делает Гленн, исполняя с нами "You Keep On Moving"... Фантастика.
      Мечта детства - "Street Of Dreams". Эх, как это могло бы хорошо прозвучать, но… В этом месте "герои звука" начали решать какие-то технические вопросы. На высоких нотах уже и микрофон Тернера начал нещадно хрипеть, клавишные пошли с чудовищной перегрузкой, все стало намного громче, кроме гитары. Впрочем, дисбаланс быстро устранили, подтянув ее до уровня органа. Средние частоты начали превалировать над остальными. Сам же трек был спет и сыгран отлично, хотя JJ Marsh, не пытаясь в этом треке копировать Блэкмора, отыграл свое соло не очень удачно.
      "Gettin' Tighter" получилась на удивление сильной. Гленн совершал свои бесподобные проходы с гитарой, сыграл отличное соло (рука звукоинженеров его инструмента, хвала всевышнему, почти не коснулась). Версия вышла очень интересной и заметно утяжеленной по сравнению с оригиналом.
      "Stormbringer", "I Surrender" и "Ride The Storm" прозвучали на одном дыхании. "Буревестник" стал настоящим праздником для души - настолько классно он был спет и сыгран. Если я правильно помню, во время "I Surrender" отключился орган и Харальдссон замахал руками на техников. Впрочем, он сам быстро локализовал проблему, выйдя из-за инструмента вперед и вернув на правильное место какой-то отвалившийся штеккер. "Хаммонд" приветливо замигал огоньками и игра возобновилась.
      Но вот отгремел "Ride The Storm" (в партере разобрать, кто из вокалистов что поет, было уже практически невозможно), и музыканты ушли на перерыв.
      Паузу в выступлении техники использовали своеобразно. Звук изменился от "плохого" до "ужасного", а громкость еще более возросла. Соответственно, весь остаток концерта звук представлял собой сплошную звуковую кашу, в которой, тем не менее, лучше всего можно было различить гитару и ударные.
      "Анкоры" получились убойно-боевыми. Отличная "Devil's Road" сменилась долгожданной "Spotlight Kid", прекрасно исполненная Тернером. С классическим соло, впрочем, JJ Marsh не справился, хотя задача перед ним в течении всего концерта стояла архисложная. Дело в том, что клавишник группы не играл сольных партий вообще, предоставив это почетное право Джей-Джею. В итоге шведский гитареро был вынужден играть, что называется, еще и "за того парня".
      Завершилось действо на высокой ноте - "Burn". Драйв необыкновенный, хотя инструментальные партии прозвучали несколько сумбурно. Увы, это был последний номер. Гленн показал жестом на горло, как бы извиняясь за невозможность спеть что-то еще. Тернер выглядел "как огурчик", будто за плечами и не было изматывающего марафона, остальные музыканты выглядели очень утомленными. Как, впрочем, и должно быть из-за дикого темпа всего выступления.
      А что же "Smoke On The Water"? Я видел сет-листы, которые были на сцене и готов подтвердить, что на них слово "Smoke" было дописано после "Burn". Но увы, что-то не сложилось.

Разбор полетов

      Я никогда не был большим поклонником вокализмов Гленна в эпоху Deep Purple 70-х, но могу засвидетельствовать, что сегодня Хьюз использует свой голос намного грамотнее и рациональнее. Это особенно заметно в совместном пении с Тернером. Гленн не "перетягивает одеяло" на себя, прекрасно зная чувство меры, за отсутствие которого в пурпуровую эпоху его нередко упрекали фэны. Хьюза нужно слушать. Мне не очень нравится определение "Голос рока", которое ему дали несколько лет назад, но то, что Гленн в свои 52 с лишним года имеет изумительные голосовые кондиции - факт бесспорный. Это - бриллиант мировой музыки, да простят мне такое сравнение поклонники кого бы то ни было.
      Джо Линн Тернер приятно удивил. Даже посредственный звук, скрывший от публики его истинный голос, не испортил впечатления. Он по-прежнему замечательный фронт-мэн, знающий себе цену и умеющий вовремя отойти на второй план, проявляя уважение к своим коллегам. По отзывам пообщавшихся с ним людей, у меня осталось впечатление, что его внутренний шарм производит положительное впечатление на всех. Уже после концерта, когда членов фэн-клуба пригласили в раздевалку для совместного снимка, я заметил, что
      Джо заметно выделяется своим замечательным и шумным настроением на фоне совершенно измотанного Гленна.
      JJ Marsh, гитарист, известный по сольным альбомам Хьюза, оставил противоречивое впечатление. Не могу не отметить, что на сцене он выглядит на порядок интереснее, чем в студии. Но при этом, замечательно играя риффы, в импровизационных моментах какой-то особой изобретательностью он не блещет. Иногда нормально, иногда - так себе. Как уже говорилось выше, особенно трудно приходилось Курту при замене партии клавишных. Задача была нелегкой - как, например, отыграть "за двоих" в "Burn" или построить свое соло в "Spotlight Kid", где в первоисточнике играет сначала гитара, затем - клавишные, а после - снова гитара? Но, как бы там ни было, твердую "четверку" за концерт он заработал.
      На ударных играл Томас Броман, высшее достижение которого - записи с Джеффом Сото (Jeff Scott Soto) и Джоном Норумом (John Norum). На этом концерте его игра нареканий не вызвала никаких, парень отработал отлично.
      Самое слабое звено - это Кьел Харальдсон. Я не смог найти следов его участия хоть в каких-нибудь музыкальных проектах. Он не играл сольных партий, ограничиваясь лишь бэкграундным шумом. Единственный момент, где клавиши звучали отчетливо, я смог вспомнить лишь во вступлении к "Street Of Dreams". Так или иначе, этот музыкант не оставил впечатления никакого. Отношусь к нему как к недоразумению, хотя он, по крайней мере, ничего не испортил.
      И, наконец, дабы народ знал "своих героев", перечислим технический персонал HTP, в той или иной степени причастный к форменному безобразию со звуком во второй части выступления:

NAME: JONAS MATTIAS DAHLSTRAND  (monitors)
BIRTHDATE:  30 MARCH 1972
NATIONALITY:  SWEDISH 

ROGER LENNART ALBINSSON  (tech)
BIRTHDATE:  13 MARCH 1971
NATIONALITY:  SWEDISH 

NAME:  PETER DE WINT  (soundman)
BIRTHDATE:  25 APRIL 1963
NATIONALITY:  BELGIAN 

NAME:  COLIN JOHN WALLBANK  (tech)
BIRTHDATE:  6 AUGUST 1966
NATIONALITY:  BRITISH

Состояние многих зрителей после концерта было просто плачевным, некоторые едва не теряли сознание. Что там далеко ходить за примером - я сам, через двое (!) суток, все еще серьезно подумывал об обращении за медицинской помощью. Искренне надеюсь, что несколько замеченных в партере совершено маленьких детей (4-5 лет) не получили ущерба для здоровья.
      Сами музыканты по окончании концерта оценили звук как "средний".

Эпилог

Pass       Концерт собрал около 3-4 тысяч зрителей. Не слишком убедительная цифра для масштаба "Лужников", но тем не менее. Разброс в возрасте, как часто бывает на концертах рок-динозавров, удивительно велик - от седовласых солидных мужчин до молоденьких "безбашенных" девченок, отрывавшихся по полной программе.
      И, наконец, нельзя не поблагодарить Андрея Игнащенко, Алексея Насонова, Машу Кей и всю компанию Roxx Music за событие, которое, несмотря ни на что, стало настоящим праздником.
     Не знаю, увидим ли мы HTP в будущем. Сегодня вряд ли кто знает, долго ли этот дуэт продержится вместе. Но, как нас заверили со сцены Джо и Гленн, остановить рок-н-ролл, скорее всего, не удастся. Будем думать только о хорошем.
До встречи на концертах!

Дмитрий Зыков, dima@deep-purple.ru
(Фото: Э.Здановский, Д.Зыков)



Российский фэн-клуб Deep Purple Russian Fan Club Deep Purple
Первый ряд: Анюшин Виктор, Гурев Михаил. Второй ряд: Лукьянов Владислав, Гленн Хьюз, Аристова Юлия, Кауфман Варвара, Гаврилова Светлана, Джо Линн Тернер. Третий ряд: Шершонков Валерий, Баулин Владимир, Панечкин Владимир, Зыков Дмитрий.
(фото: Ю.Аристова)


Встреча форумчан сайта www.deep-purple.ru Форумчане www.deep-purple.ru
Eric (Москва), Mile Zdanovski (Иваново), dima (Иваново), SergeyDP (Воронеж),
Drybushchak (Винница), Raduga (Москва)


More   Отчет о концерте 23 февраля 2004 г. (Д.Коротеев, dmitrykoroteev@mtu-net.ru) Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU