Interview




RITCHIE BLACKMORE (with CANDICE NIGHT)

Абсолютные незнакомцы

"In Rock", Осень 2003
При участии www.deep-purple.ru



      Герой, гений, один из самых значительных музыкантов в рок-музыке ХХ века, при одном упоминании которого у поклонников трясутся поджилки, ярые фэны падают ниц, а журналисты хором восклицают: "Я недостоин!" Это - Ричи Блэкмор, экс-гитарист Deep Purple и Rainbow, а ныне - лидер Blackmore's Night. Декорациями к этой встрече "абсолютных незнакомцев" - Ричи и Кэндис, с одной стороны, и нашего корреспондента Евгения, с другой, мог бы служить какой-нибудь дремучий сказочный лес на перекрестке времен... но, в реальности, это был всего лишь телефонный звонок.

      Добрый день, меня зовут Евгений...

Извиняюсь, из какой вы страны?

      Москва, Россия.

А-а, привьет. Я Кэндис, Ричи сидит рядом на спикерфоне, надеюсь, так нормально. Ричи: Хай!

      Итак, меня зовут Евгений, я представляю журнал "In Rock", для нас большая честь делать это интервью. Для начала давайте поговорим о новом альбоме. В нем больше электрогитары, чем в предыдущих. Это - тенденция?

Нет. Я не верю в тенденции. Когда я только начинал играть такую музыку, то считал, что лучше всего использовать только акустику. Через некоторое время я понял, что и партиям электрогитары в ней есть место, если играть их должным образом. Тем более, что я уже довольно долго не играл на электрогитаре, и здорово брать её в руки снова... Старая добрая электрогитара!

      Дело в том, что для большинства слушателей легче узнавать ваш фирменный звук, когда вы играете на электрике, а не на акустике. Но что больше соответствует вашей личности?

Сейчас, когда я играю один, то почти всегда - на акустике. Когда репетирую - тоже. А когда выхожу на сцену с группой, то беру в руки электрогитару...

      Среди "электрических" вещей на новом альбоме - кавер-версия песни Jethro Tull "Rainbow Blues"... Отчего именно эта вещь?

Хотя я сейчас не очень увлекаюсь роком, музыка Jethro Tull - исключение, и я порой дома играю их вещи. А "Rainbow Blues" - замечательная вещь, которую не играл никто другой. Она гораздо глубже, чем просто блюз. Для нас самое важное - мелодия, а "Rainbow Blues" очень мелодичная песня. В основе наших композиций всегда лежат выразительные темы. Я не понимаю музыки, в которой их нет...

      Абсолютно согласен.

Ты будешь удивлен, как много музыкантов работают с материалом без мелодий. У сегодняшних рок-групп они очень часто отсутствуют.

      Есть одна известная история о том, как вы послали их лидеру Яну Андерсену пистолет в подарок... Как всё было на самом деле?

Ну, я послал ему пистолет, чтобы он застрелился (смеются). Вообще-то он их просто коллекционирует. Вот я ему в благодарность (за запись партии флейты на первом альбоме Blackmore's Night - ред.) и послал. Он - мой герой с давних пор, со времен альбома "War Child", и для меня его участие в записи нашего альбома было большой честью.

      В "Nur Eine Minute" есть замечательные виолончельные партии, но в списке музыкантов виолончелист не указан. Может, это Пэт Риган сыграл на клавишах?

Да нет, виолончель - настоящая. Помню, как же! Почему же нет в списке музыкантов? Это был Лорд Марнен из Вулфхерста.

      Кто-кто?

Лорд Марнен из Вулфхерста.

      В "Ivory Tower" есть григорианские хоры. Чья это идея?

Кэндис.

      Спасибо, а теперь поговорим немного о предстоящем турне. Какие песни будут играться?

Что касается турне, будут некоторые старые песни и много новых. С нового диска будет композиций десять, и пятнадцать старых вещей BN и рок-номеров. Начинаем мы тихонечко, а потом раскачиваем зал, и к концу выступления уже играем самый настоящий рок.

      ОК, понял. А теперь пару вопросов для Кэндис.

Хеллоу! (Тоненьким звенящим голосочком).

      Помните ли вы ваше первое выступление, когда вы были на подпевках?

Конечно же, помню! До встречи с Ричи я практически не пела, и первый раз, когда мне довелось выступать, был с Deep Purple в 93-м году. Я поехала с ними в турне "The Battle Rages On". Ричи услышал, как я пела - в гостинице или в машине - и предложил исполнить бэки в "Black Night" и "Difficult to Cure". Я ужасно боялась выходить на сцену, к тому же у Ричи к тому времени уже были сложные отношения с другими участниками группы, поэтому он скрывал меня от них. Пришлось поставить микрофон за кулисами, за усилителями и прочей аппаратурой. Итак, никто не видел меня и не знал, что я пою. Я спела свои партии во время гитарных соло, и на следующий день в одной из местных газет - а дело было в Чехии - написали, как нам перевел один местный житель, что у Джона Лорда...

(Смеется)

...засэмплирован в синтезаторе женский голос, который он использовал во время соло Ричи на "Black Night"! Ну, думаю, по крайней мере я хоть нормально спела, раз меня приняли за клавиши. В общем, было так забавно, когда они подумали, что это Джон! Таким образом, я очень хорошо запомнила свое самое первое выступление.


      Если бы судьба распорядилась иначе, и вы никогда бы не встретились с Блэкмором, сложилась бы у вас тогда эстрадная карьера?

Наверное, нет, потому что именно Ричи дал мне уверенность в себе, возможность выйти на сцену и петь, раскрыться. Я пошла бы по другому пути. Но интерес к музыке был у меня всегда. Когда мы с Ричи познакомились в 1989 году, я работала на радиостанции. Мне хотелось быть рядом с музыкой, это был мой "большой побег" - достаточно надеть наушники, закрыть глаза, и ты уже далеко от всех проблем и тревог сегодняшнего дня. Наверное, я бы продолжила работать где-нибудь рядом с музыкой, на студии или на радиостанции... Но стоять на сцене и петь у меня не хватило бы смелости.

      Да, я понимаю, о чем вы, ведь мы все так или иначе живем музыкой. В том или ином смысле.

Точно.

      Вы брали уроки вокала?

Совсем-совсем чуть-чуть. Дело в том, что я была первым ребенком. А когда вы первый ребенок у своих родителей, они совершенно не знают, что с вами делать. Поэтому меня отдавали во все возможные кружки и студии. Когда мне было четыре года, меня определили в кружки пения и актерского мастерства одновременно. Это продолжалось до 12 лет, после чего я переключилась на модельный бизнес. Так что я брала уроки пения, но это было очень-очень давно. Я и сейчас делаю некоторые вокальные упражнения. Мне надо очень острожно обращаться со своим голосом. Я не из тех, кто в турне веселится до утра, пьет, курит. Не хочу уничтожать свой голос. Знаю, что хорошо для него, забочусь о нем, и хочу, чтобы он продолжал звучать не хуже. А может быть, и сделался еще сильнее.

      Нет ли у вас планов сольной карьеры? На вашем сайте есть пара клипов...

Да, представьте себе, время от времени ко мне обращаются люди и просят поучаствовать в их проектах. Например, знаете ли вы такую группу - Rhapsody?

      Конечно.

Их продюсер Саша Паэт предложил мне поучаствовать в своем новом проекте Aina (диск называется "The Story of Aina"), прислал мне партии, и я спела пару-тройку номеров, а также приняла участие в проекте Beto Vazquez Infinity. Так что периодически я проявляюсь в разных концептуальных проектах рок-оперного типа. Это всегда так здорово, я просто обожаю такие проекты!
А что касается сольных песен... Все началось, еще когда Ричи находился в студии с Rainbow. Тогда он начал писать материал и для нашего проекта, мы стали работать вместе. Вернее, это была не работа, а сочинение вещей, ему нужно было сбежать от хард-рока, которым он уже 40 лет занимался... И пока все остальные записывали свои партии, мы сидели в соседней комнате и писали музыку - расслабляющую тихую музыку, просто ради шутки. Но поскольку Ричи сочинял вещи и для меня, и для Rainbow, то в моей тетради скопилось много незадействованных текстов. Я сказала: "Ричи, мне нужно больше музыки, напиши для меня еще музыки". Он повернулся и ответил: "А почему бы тебе самой не написать?" Я никогда об этом не думала... "Почему бы действительно не попытаться?" И теперь у меня есть все эти песни, которые собирают пыль на полках. Так что я периодически наведываюсь в студию и пытаюсь вдохнуть в них жизнь. Все эти сольные начинания - только для души, но было бы интересно посмотреть, что из этих песен может получиться, если ими займется продюсер...


      То есть 50/50, что они когда-нибудь появятся на компакт-диске?

Пока что записана только пара песен. Я выложила их в интернет, чтобы люди смогли удовлетворить свое любопытство. Что касается полноценного альбома и тура, то я абсолютно влюблена в то, что мы делаем в Blackmore's Night. Для меня наша совместная работа, сочетание моих текстов и музыки Ричи - окончательное совершенство, и не знаю, бывает ли что-либо лучшее.

      Вы делаете сценические костюмы сами, или у вас есть стилист, дизайнер?

Мы все делаем сами. Мало того, мы и всю команду одеваем. Это очень специфическая одежда, ее можно приобрести или в специальных магазинах, или на конвенциях любителей ренессанса.

      Понятно. Интересно, а вы балуете Ричи какими-либо средневековыми блюдами?

Чем-чем? Едой что-ли? Средневековым чем?

      Средневековой кухней.

О-о, кухней. Ну да, мы вообще-то делаем кое-что дома, например, Вассайл (Wassail). Берешь мед (пиво такое), добавляешь яблок, гвоздику там, шалфея, корицу, разные травы. Ричи этот напиток нравится.
Ричи: Да уж! (Смеется.)


      Уверен, что всем будет очень-очень интересно испробовать этот рецепт!!! Итак, хотел бы поблагодарить вас за то, что приняли участие в этом интервью. А теперь не могли бы мы снова переключиться на г-на Блэкмора.

Да, конечно.

      Теперь немного общих вопрос про Blackmore's Night. Что для вас важнее: музыка ренессанса или стиль жизни? Или музыка лишь отражает стиль жизни?

Блэкмор: Музыка ренессанса, безусловно, важнее всего. Я имею представление о стиле жизни, много читаю на эту тему, но музыка - самое главное.

      То есть все внешние аспекты вторичны?

Точно. Когда мы на сцене, наряды призваны связать в нашем шоу всё воедино. Визуальный ряд помогает точнее воспринимать то, что мы играем. Хотя лично мне просто нравится носить такие костюмы. Я много хожу в такой одежде, иногда - даже в ресторан. Мне не по душе то, во что люди сейчас одеваются, я не фанат бейсболок и футболок.

      Мы ранее говорили о музыкальном полотне, об идеальном видении музыки Blackmore's Night. Вы думаете, она все еще в стадии становления, или волшебная формула уже найдена?

Нет, мы не гоняемся за некоей формулой. Просто какой-то материал бывает сложновато играть на сцене - ведь одно дело бренчать дома на акустике, а другое дело - с ней же выступать на сцене с группой. Порой я немного теряюсь. А хвататься за электрогитару, чтобы играть громче - слишком простое решение. Акустика - естественнее.

      То есть вы добиваетесь, чтобы акустическая гитара звучала с такой же энергией и силой, как и электрогитара?

Очень тяжко... У неё нет ни састейна (sustain), ни громкости...

      ОК, это что касается сцены, а что касается студии? Что касается записей? Ваша музыка все еще в развитии?

Да, я всегда развиваюсь, пытаюсь стать лучше. Никогда не бывает такого, чтобы я был чем-то абсолютно доволен. Особенно это касается студии. Слушая результаты своей работы, я говорю: "Нормально. Ничего особенного". И пытаюсь сделать всё лучше, снова и снова...

      И все же, следует ли ждать от новых альбомов каких-либо стилистических экспериментов? Готовите ли вы сюрпризы для слушателей в будущем?

В смысле стиля - нет. Это буду старый добрый я. Я уже 40 лет так играю.

      У ваших музыкантов титулы - граф, сэр, лорд. Это сценическая фишка, или они действительно благородного ээ...

Происхождения? Они - своего рода бродяги... Всегда играют где-то еще, приходят и уходят. Только привыкнешь к имени - а они уже в другой группе. Всё от того, что мы работаем только по три-четыре месяца в году. Чтобы оставаться свежими, лучше свести работу к минимуму. Не стоит ломиться в дорогу, чтобы сыграть там, где мы не хотим. В этом - привлекательность нашей команды. Мы делаем, что хотим, играем музыку, какую хотим, и там, где хотим. Я раньше был в группе, которая все время скиталась по миру, и в результате очень уставал, выматывался до изнеможения. Я отказываюсь продолжать в таком же духе. Я обычно работаю два вечера, и два вечера отдыхаю. Как бы ни стонали промоутеры, мы говорим: "Нет, фигушки".

      Я знаю, о чем вы, понимаю, каково это - "скакать по глобусу".

Да уж, этого я хватил сполна...

      Ваше отношение к фолк-музыке: вы стараетесь добиться аутентичности, или Blackmore's Night - плавильный котел для идей и стилей, в котором рождается новая музыка, скажем, "музыка фэнтези" (fantasy music)?

О, хорошее название.
Кэндис: Мне тоже нравится!
Ричи: Дело в том, что я, конечно же, слушаю музыку ренессанса, но мне хотелось бы развить ее. Не просто воспроизвести "в оригинале", ведь никто точно и не знает, какой она действительно была "в оригинале", а поставить во главу угла именно мелодии.


      То есть вы не гонитесь за аутентичностью инструментов?

Мой инструмент - гитара, а гитары вообще тогда не было. Бывает дело, я играю на колесной лире, а Кэндис - на шоме, средневековом гобое, и мы включаем такие фрагменты в нашу музыку. Но когда мы играем для публики, мы пытаемся передать музыку той поры в нашей версии. Не "осовремененной", а переосмысленной.

      В версии гитары Блэкмора.

Именно.

      Ваши концертные выступления кардинальным образом отличаются от выступлений других групп. Костюмы, декорации, межпесенные монологи... Не приходило ли вам в голову развить эту идею - создать полноценное шоу, эдакий музыкальный театр?

Да, я размышлял над такой идеей. У меня не оказалось ни времени, ни продюсера, чтобы воплотить ее, но я часто приходил к мысли, что нашу музыку и выступление можно довести до совершенства, превратив в театр. Потому что во многих песнях слова представляют собой почти готовые сюжеты.

      То есть все что нужно - правильно подобрать компанию-постановщика?

Ага. Когда мы станем еще более известными и узнаваемыми, сможем позволить себе передышку и подумать насчет театра, насчет сюжета спектакля... Ведь каждая из наших вещей может быть превращена в самостоятельную пьесу.

      Кстати, вы не смотрели фильм "Гильденштерн и Розенкранц мертвы"?

(Пауза) Нет.

      Он про... хмм.. театр. Итак, вернемся к выступлениям. В прошлом году на вашем концерте в Москве присутствовало 10 тысяч человек, а зал, в котором бы будете выступать у нас в октябре, вмещает лишь две тысячи. Это было ваше желание - играть на более, так сказать, уютной сцене?

Да, скорее всего. Мой любимый размер аудитории - тысяча человек. Иногда бывает больше, иногда меньше. Но чем больше народу, тем менее они внимательны. Обязательно кто-то напьется, начнет выкрикивать всякое, и это надо учитывать. Хотя когда мы играли в Москве, мы не могли поверить, как тихо в зале. Люди были очень вежливы.

      Они были покорены, зачарованы...

Было здорово, очень тихо.

      Если бы было больше тинейджеров, была б другая картина.

Именно. Наша аудитория обычно младше 10 или старше 30.

      Если помните, что вам понравилось больше - Москва или Санкт-Петербург?

Эээ... Интересно... Мне кажется, Петербург был лучше, потому что я остался не очень доволен Москвой. Недоволен своим выступлением. У меня был день рождения, а это - всегда трагичный день. Я оказался немного раздражен по поводу группы. Кажется, она делала много ошибок, которых можно было бы избежать, поэтому я был не в духе. Но не могу сейчас вспомнить, отчего именно. У меня было плохое настроение, когда концерт закончился.

      Вы сказали, что ваш день рождения - плохой день?

Дни рождения всегда достаточно странны. Ожидаешь многого, а потом чувствуешь, что стареешь. Странный день такой, сладкое с горьким.

      Никогда не знаешь, оправдаются ли твои ожидания.

Точно.

      Была ли возможность как-то посмотреть оба города?

Только из окна поезда. Я очень был впечатлен тем, что я увидел. Люди, спешащие утром на работу... Русские люди очень отличаются. Сельская местность, строения, дома - все это очень интересно. А вот на Красной Площади я не был. Я уже говорил в одном из интервью - хочу быть единственным человеком, который побывал в Москве, и не был на Красной Площади.

      Здесь тысячи других интересных мест помимо Красной Площади...

И меня абсолютно захватила русская музыка. Я купил много всего и теперь сижу, слушаю. Меня потрясает гармоническая структура. И мне нравятся очень необычные аккорды - есть здесь такие особенные минорные аккорды. Потрясающий эффект - очень мощный и динамичный. Обычно все это играется на аккордеоне (возможно, имелся в виду баян - Ред.), что звучит великолепно. Моим следующим проектом будет изучение русской музыки.

      Окей, мы бы тут могли предоставить кое-какую информацию...

Русская фолк-музыка - я ее очень люблю, обожаю все эти хоры, там такие интервалы! Прикуплю что-нибудь еще, когда приеду снова. Но мне бы переварить пока то, что уже есть. У меня есть один диск, но я не могу его прочитать, там все по-русски написано! Я не знаю, кто это, что играют - ничего! Знаю только, что сама музыка грандиозна.

      Ну, мы бы с радостью помогли, если что... Кстати, у вас на альбоме был кусочек из Чайковского.

Кого?

      Ну, мелодия из Чайковского.

А, Чайковского! Да, у нас в "Writing on the Wall" есть мелодия из "Лебединого озера". Мы будем обязательно играть ее на концерте.

      И еще вопрос по поводу кавер-версий. На новом диске вы записали кавер "Diamonds & Rust", в версии, очевидно, Джоан Баэз. То есть вы никоим образом не брали за основу версию Judas Priest?

Дело в том, что мы и не знали, что Judas Priest записывали эту вещь! До тех пор, пока к нам кто-то не подошел и не сказал: "А вы знаете, что такая песня есть у Judas Priest?". Мы, изумленно: "Не-а".

      Конечно, более широкой аудитории она известна как песня Джоан Баэз. Вот вы упомянули Красную Площадь. У нас не так давно сэр Пол Маккартни выступал на ней. Есть ли у вас какие-то идеи, где бы вы хотели выступить?

Я бы, наверное, хотел выступить в каком-то замке, или в старинном месте. Я не знаю, есть ли в России замки или руины всякие, монастыри, древние строения. Для меня Красная Площадь - скорее официозное, правительственное место.

      Да... Может быть, подойдет какой-либо кремль. Кремль - это городская крепость, и тот, что в Москве - не единственный. Есть много старых-старых городов, старше Москвы, где тоже есть кремль, чуть ли не с десятого века.

Вот где я хотел бы сыграть. Это мой размерчик!

      Особенно подойдет для музыкального театра. А теперь немного вопросов из серии "разное". Ваше участие в других проектах... После трибьюта Shadows, было ли что-то еще?

Вообще-то я такое не практикую. Хотя я играл у Die Geyers. Они - моя любимая "средневековая" команда, которая играет аутентичную музыку того времени. А предложения сыграть на рок-альбомах, которые я иногда получаю, мне совсем неинтересны...

      То есть вы сыграете только в тех группах, которые интересны вам?

Да-да, мне надо быть настоящим энтузиастом данной группы! И, конечно, это лишь мое мнение, но большинство рок-групп сегодня совершенно не вдохновляются тем, что они играют. Я все это уже слышал. Почти все. Единственная разница - сегодня всё быстрее. Но если посмотреть в корень, то окажется, что главное уже сделано.

      Вопрос, который интересует многих - про финальный этап карьеры в Rainbow. Есть ли планы выпустить концертник этого периода?

Не думаю... Впрочем, менеджмент ради денег сделает все что угодно. Но я со старыми менеджерами сейчас не общаюсь. И даже если что-то и случится, я к этому не буду иметь отношения.

      Я так понимаю, вы абсолютно отделены от всего того, что можно назвать словом "рок", и сосредоточены на том, что вы делаете сейчас?

Да.

      Замечательно. Итак, осталось еще кое-что - поблагодарить вас за это интервью. Было безумно интересно.

Спасибо вам! Увидимся на концерте.

      Мы очень надеемся, что вы придете в Мос.. то есть в Россию.

И сообщите, если рядом окажутся старинные замки.
Кэндис: Мы вернемся в октябре.


      Будем с нетерпением ждать вашего приезда. И если нужна какая помощь с русской музыкой...

Да, может, расскажете, как это все называется. Я не могу понять, что это за буквы такие...

      Да, с алфавитом поможем. Спасибо большое... До свидания!

Беседовал ЕВГЕНИЙ ГАЛУНИН.
Вопросы также придумывали Владимир Импалер и Андрей Гусенков (www.deep-purple.ru).
Благодарим Максима Былкина (SPV/"Союз") за неоценимую помощь в организации интервью.


Home   WWW . DEEP-PURPLE . RU