Live


GLENN HUGHES
24.11.01, Санкт-Петербург, Россия
БКЗ "Октябрьский"
???? зрителей


Александр Иванов, alexander@pskovnews.ru
Фото: Вадим Шестериков, vvs_49@userline.ru
www.deep-purple.ru



"ГОЛОС РОКА" ИЗ ГРУППЫ DEEP PURPLE


Glenn Huhghes in SPB 2001       В России имя знаменитого бас-гитариста и вокалиста группы "Дип перпл" Гленна Хьюза известно уже около тридцати лет. Заменив в составе Роджера Гловера, он привнес в звучание "Темно-лиловых" элементы музыки "фанк", с чем поначалу был вынужден считаться даже бескомпромиссный виртуоз, лидер-гитарист "Дип перпл" Ритчи Блэкмор. С ним у Хьюза (вместе с вокалистом Дэвидом Ковердэйлом) выпущено два студийных альбома - "Burn" ("Гори!" - 1974) и "Stormbringer" ("Несущий шторм" - 1974), ставшие классикой тяжелого рока.
      После ухода Блэкмора, в состав группы вошел талантливый гитарист Томми Болин. Записанный вместе с ним блестящий альбом "Come Taste The Band" (1975) завершил студийный период работы Гленна Хьюза в "Дип перпл". В декабре 1975 года 25-летний Болин скончался, подведя своеобразный итог истории "Дип перпл" 70-х годов. Возрожденная в 84-м группа более не прибегала к услугам Хьюза. С той поры он (не считая одной пластинки в составе Black Sabbath) посвятил себя сольной карьере, причем успешной, хотя и не такой громкой, как в период работы с "Дип перпл", знаменитым "осколком" которой среди критиков и любителей музыки он остается до сих пор.
      Санкт-Петербург, 24 ноября 2001 года. Музыкальная общественность северной столицы, предвкушая "изысканное лакомство" - концерт музыканта, чей авторитет незыблим также, как репутация группы "Дип перпл", один из лучших составов которой представляет господин Гленн Хьюз, к 19 часам заполнила фойе Большого концертного зала "Октябрьский".
      Оживленно обсуждалось предстоящее выступление, почитатели творчества музыканта, специально прибывшие в Питер из Первопрестольной, делились информацией о концерте Хьюза, который состоялся в Москве накануне. Мой давний друг Геннадий Моисеенко - один из самых, пожалуй, преданных поклонников творчества "Дип перпл" в России, побывал еще и на московской пресс-конференции, о чем не преминул в двух словах рассказать. Хьюз, по его словам, человек очень внимательный и тактичный. Он с удовольствием отвечал на вопросы журналистов, терпеливо раздавал всем желающим автографы и фотографировался на память.
      Геннадий Моисеенко порадовал вдвойне, показав сет-лист московского концерта: большая часть программы - классический репертуар "Дип перпл" 74-75 годов.
      Услышать песни группы тех лет в оригинальном исполнении - что может быть интересней? К удовольствию слушателей, санкт-петербургский концерт состоял практически из тех же номеров.
      Проблемы со звуком проявились уже в первую минуту. Через мгновение после того, как ударник Shane Gaalaas начал мощное вступление, а лидер-гитарист "JJ" Marsh сыграл премьерные аккорды, на сцену проскользнул техник и начал "колдовать" вокруг усилителя: возможно, не включилась бас-гитара Гленна Хьюза? Вступление затянулось на минуту-две. Наконец, под бурю аплодисментов на сцене появился сам виновник торжества. Его пятиструнный "Vigier" вступил настолько внушительно, что звуковая волна накрыла зал буквально сразу, подавив нюансы звучания композиции "Stormbringer" (вот уж действительно "Несущий шторм"!).
      Дальше удивляться пришлось самому Хьюзу, ведь сцену вдруг заполнили клубы дыма. Музыкант встревожился, стал оглядываться по сторонам, в чем, мол, дело? Забавно, но невольно вспомнилась знаковая композиция "Дип перпл" "Дым над водой". В ней как раз речь идет о пожаре 1972 года, в результате которого группе пришлось записывать новый альбом в "походных" условиях: к счастью, возгорания на сей раз не произошло, просто ураганный звук поднял в воздух пыль, всеми цветами радуги переливавшуюся в лучах разноцветных прожекторов. Через несколько минут "доморощенный спецэффект", видимо, придуманный ленивыми питерскими уборщицами, сошел на нет.
      Тем временем и стар, и млад (на выступление пришли любители музыки от 14 до 60 лет), уже награждали Гленна Хьюза шквалом аплодисментов. Концертную атмосферу подогревал сам музыкант. После каждой композиции он благодарил зрителей за внимание и бросал в зал гитарные медиаторы, заставляя в поисках заветного сувенира и "вихрастую юность", и седых "старцев" с одинаковым энтузиазмом играть в кучу-малу.
      Хьюз все же нервничал. Он то и дело отпускал замечания звукорежиссеру: судя по всему, гостя не устраивал звук. Действительно, мощная звуковая волна порой казалась не столько продолжением качества, сколько следствием (при всем уважении) не слишком усердной работы специалистов, отвечавших за саунд группы. Создавалось впечатление, что бас-гитару Хьюза иногда выделяли чрезмерно в ущерб общему звучанию, и эта "крайность" раздражала самого музыканта.
      Тем не менее, концерт оставил приятное впечатление. Порадовал голос Гленна Хьюза. Певец без труда брал самые высокие ноты. Время, казалось, не властно над ним, или почти... Разве чуть-чуть больше стало "хрипотцы", что совсем не противоречит прозвищу, которым его теперь величают: "The Voice Of Rоck" - "Голос рока". Так или иначе, но я ловил себя на мысли, что слушаю в живую оригинальный "Дип перпл" образца 1974-76 годов. И все это благодаря Хьюзу - его вокалу и виртуозному владению бас-гитарой.
      Тот, кто стоял рядом со сценой, наверняка видел выражение его глаз. Порой они казались ко всему почти безучастными, может быть, оттого, что в какой-то момент в лице знаменитого гостя на сцене побеждал ремесленник, у которого выверены каждое движение, вокальный пассаж - все почти предсказуемо. Но потом взгляд начинал "пылать вдохновением" и через миг музыкант уже блестяще импровизировал на известные темы "Дип перпл" конца 70-х. Очевидно, Хьюз до сих пор переживает славу той эпохи, когда он и его коллеги по "Дип перпл" были молоды и не знали творческих неудач. Впрочем, поражений не было и впредь, хотя наш герой, похоже, никогда в будущем не испытывал такого творческого взлета, сопутствовавшего ему и его друзьям во время совместной работы в "Дип перпл".
      В итоге на концерте в Санкт-Петербурге, безусловно, победил не ремесленник, а маэстро. Несмотря на отсутствие в группе клавишных инструментов, классические композиции "Дип перпл" звучали почти как откровение, в том числе знаменитый "блюз про любовь" "Mistreated". Прежде я слышал его в исполнении Ронни Джэймса Дио и полагаю, что версия Хьюза очень хороша уже потому, что сыграна и спета тем, кто сделал это впервые (правда, в тандеме с Дэвидом Ковердэйлом). Море чувств и искренняя благодарность выразились в словах музыканта, растроганного теплотой российской аудитории: "Раньше было принято говорить: "Да здравствует Америка". А я хочу сказать: "Да здравствует Россия!". В ответ - буря аплодисментов.
      Сильное впечатление произвела композиция "You Keep On Moving". Эту музыкальную тему 1975 года Гленн Хьюз посвятил памяти гитариста "Дип перпл" Томми Болина. Добрую половину текста под аккомпанемент группы пел весь зал. Это было действительно здорово. Виновник торжества, безусловно, ощущал себя на седьмом небе, хотя, конечно, гастролируя по всему миру, давно привык к успеху. Но в России, как известно, многое воспринимается острей, искренней, эмоциональней...
      Хьюз прижал ладонь к сердцу, давая понять зрителям, что работает с полной отдачей и... немного устал от напряжения, а, может быть, чуть-чуть от славы или даже творческого "одиночества"? Большой музыкант до сих пор остается одним из "мушкетеров" звездного состава "Дип перпл", не успевшего сделать многое из того, что им было по силам. С той поры прошло 26 лет, но даже в конце 2001 года в Санкт-Петербурге это чувствовалось, да еще как! Знаменитому "осколку" "Дип перпл", по-моему, не хватало рядом на сцене равноценных музыкантов высочайшего уровня, например, Ритчи Блэкмора, Джона Лорда и Иэна Пэйса. И все же его "одиночество" по-своему продуктивно: в свет выпущено много интересных сольных альбомов. А в ближайшей перспективе, возможно, - совместная работа со старым другом по "Дип перпл" Дэвидом Ковердэйлом. Этот проект для Гленна Хьюза, наверное, больше, чем ностальгия, скорей - надежда на совместное творчество почти "сверхестественного" уровня. Ведь хочется иногда притворить в жизнь то, что так и не случилось в далеком 1976-м.
Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU