Articles


Cover 1
Cover 2 К выходу DVD-audio "Machine Head":
Прогресс, к сожалению, не остановить...



      30 января этого года фирма Rhino выпустила в свет новый предмет вожделения меломанов из среды поклонников Deep Purple - незабвенный и вечнозеленый "Machine Head" в формате DVD-audio.
      Диск еще не появился в Москве, а челноки-импортеры, ушедшие в подвалы после закрытия Горбушки силами доблестной столичной мэрии, уже потирали руки и записывали в списки тех, кто успел прослышать про новинку.
      Наконец, в конце марта - начале апреля предмет вожделения поступил в Москву и пошел в массы по средней цене 22 - 24 USD. Так что же это за зверь такой и почему он вызвал прилив лихорадочного энтузиазма?
      DVD-audio диск, это, в известной мере, новый и дорогостоящий шаг звукозаписывающих кампаний на пути к неуклонному разорению любителей музыки. Новый носитель внешне ничем не отличается от стандартного CD (или DVD) и содержит звук, записанный в цифровом формате 24 bit, воспроизводимый с частотой 96 Khz. Эка невидаль, скажут многие, справедливо указывая, что даже рынок CD постепенно заполняется продукций с аналогичными тактико-техническими характеристиками. Вот, скажем, тот же последний альбом "Blackmore's Night" был издан, кажется в Японии, с такими же показателями для особо увлеченных. Все так и все по-другому.
      Уважаемые Дамы и Господа, бессмертный диск для того и был ремастирован для DVD, чтобы использовать для услаждения вашего слуха самые последние вершины звукозаписи - многоканальную звуковую локализацию (проще говоря, раскладку звука на 5-7 каналов, а не на 2, максимум 4 в случае с CD). Точнее, в нашем случае - 6-ти канальную. Иными словами, те аудио-изыски, которые еще недавно использовались по большей части для саунд-трэков в кино, обеспечивая максимально приближенное к боевому звуковое окружение зрителя. Каждый, кто не поленился сходить на фильм в зал, оборудованный процессорами Dolby Digital, а также THX и иными многоканальными прибамбасами, смог на собственном опыте убедиться, сколь разительно отличается современный кинозвук от былого. На мой вкус, с появлением цифрового многоканального звука, именно он стал самой привлекательной составляющей многих кинофильмов, скрашивая огрехи актеров и прямолинейность режиссеров.
      Именно по причине искренней преданности новой звуковой реальности, я и обзавелся DVD-плейером и стал получать, не выходя из дома, все двадцатичетырех-битовое удовольствие от фильмов, а затем и концертных DVD (Deep Purple, разумеется), число коих прибывало с возрастающей скоростью. Не удивительно, что, услышав о переиздании "Machine Head" в новом формате, я предположил, что стану владельцем носителя абсолютного звукового присутствия. Судя по повышенному предварительному спросу на упомянутый диск, многие думали также.
      Не следует думать, что все это многословие (простите) служит лишь для того, что бы оглушить читателя убийственной рецензией. Все проще и все сложнее. Как только диск был распакован и вызволен из приличествующей коробки стандартного "сидюкового" формата, выяснилось, что внутри находится толстый буклет, посвященный истории записи хитового диска, известный всем нам по юбилейному переизданию 1997-го года. Трек-лист стандартный + бонус "When a blind man cries" (заимствованный с b-стороны сингла). Кроме того, на том же диске были обнаружены видео-трэки "Highway Star" и "Lazy", почерпнутые, в свою очередь, из небезызвестной видеозаписи "Machine Head -1972" (концерт в Копенгагене). Здесь-то и началось самое интересное.
      Оказалось, что диск формата DVD-audio хотя и может прослушиваться на стандартном DVD-плейере, сознательно сделан таким образом, что не допускает просмотра вышеупомянутых видео-бонусов. Для этого, как выяснилось, необходим DVD-audio-плеер, в котором наличествуют необходимые функции для полномасштабного удовольствия, к каковым относится, в данном случае, возможность видео-просмотра, доступа к коллекции слайдов и пользования специальным экранным меню (стандартная для DVD функция). Точнее сказать, меню на экране появилось, но оно было ограничено теми возможностями, которые предоставлял мой стандартный плейер.
      Ну а что же звук? Согласно прилагавшемуся к диску дополнительному 6-страничному буклету, обычный DVD-плейер позволяет использовать для прослушивания возможности, предоставляемые своим звуковым AC-3 процессором (тем самым, который обеспечивает многоканальную локализацию). Что и говорить - это производит весьма сильное впечатление. То есть, скажем для сравнения, те квадромиксы, которые были сделаны для юбилейного 25-летнего "Machine Head", как бы достигли предельной чистоты и объемности звучания, когда ощущаешь себя виртуальным свидетелем исполнения незабвенных произведений. Как если бы вдруг оказаться сидящим прямо в том самом т-образном коридоре отеля в Монтре: в двух шагах Пейс за "людвигом", на расстоянии вытянутой руки Блэкмор со "стратокастером" и Гловер с "рикенбейкером", с другой стороны, чуть подальше Лорд за "хаммондом" и рядом Гиллан в наушниках с сигаретой у микрофона... Мечты, мечты :-)
      И вместе с тем, поняв, что аппарат, имеющийся в моем распоряжении ущербен с точки зрения возможностей, предлагаемых новомодным носителем, я уже не мог быть уверен, что получаю полную звуковую отдачу. Известно, что для меломанов профессионалы никогда не рекомендуют 5-6-канальные акустические системы. Связано это с тем, что сабвуфер (6-й канал), идеальный для воспроизведения низких частот (разного рода взрывы, выстрелы и прочие физически ощущаемые звуковые потоки), не слишком эффективен для воспроизведения музыкальных басов. Впрочем, с этим согласны не все. Как обычно.
      Иными словами звучало все очень и очень впечатляюще, но... Как говорится, осадок остался. Теперь придется поискать у знакомых или по салонам DVD-audio-плейер, чтобы понять, в чем разница со стандартным аппаратом. Так что, как найду - доложу.
      Ну и, наконец, приходится выразить кроме, восторга по поводу неостановимого прогресса в области звуковоспроизведения, глухую досаду в отношении доходов, которые никак не могут за этим прогрессом угнаться. Только представьте себе, что не только Deep Purple (и так называемые "related") возьмутся выпускать будущие альбомы в новом формате, но и EMI, BMG и Virgin, скажем, решат повторить в нем всю имеющуюся дискографию. Поневоле задумаешься - а не стоит ли положить предел совершенству?


Андрей Гусенков,
gusenkov@rian.ru
Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU